Дела давно минувших дней: в 2011 году был заключен контракт с Сирией на поставку четырех комплексов С-300ПМУ-2. Сумма контракта составила 1 миллиард долларов. Хороший куш, но все, что попадает в Сирию, рано или поздно будет нацелено на Израиль либо самими сирийцами, либо «Хезболлой». Да нам и не важно, кем нацелено, важно, что эти поставки враждебному режиму обычно ничем хорошим не кончаются. В общем, идея поставок С-300 Сирии (и Ирану) очень не понравилась Израилю. К решению проблемы подключился Натаньяху… Что-то сработало, и комплексы Сирии поставлены не были. Только вот что сработало?
Ясность внес Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий, ведущей российской научно-исследовательской организации. Он сказал, что поставка С-300 задержана потому, что система не нужна Сирии в борьбе против повстанцев, да и вряд ли в нынешних условиях пригодится Сирии для отражения воздушного нападения со стороны Запада. Но главное для нас он сказал в завершение: «С-300 станет ненужным раздражителем в отношениях с Западом». Вот оно как! Вот оказывается, что было решающим фактором, будет ли у наших границ это оружие в руках террористов или нет. В общем-то, это и раньше было понятно. Напряженность вокруг Израиля во многом связана с отношениями Россия — Запад. Напрямую конфликтовать они не могли, новая Хиросима не нужна никому, приходилось конфликтовать на периферии, «по доверенности», действуя по принципу «Враг моего врага, мой…» - не поймешь, кто. Чем были холоднее отношения по оси Россия — Запад, тем было горячее вокруг Израиля.
«Разрядка», «перестройка» и «перезагрузка» дали определенную надежду на изменение ситуации, но всему свой срок, времена изменились. Анализ «кто прав, кто виноват» выходит за рамки этой статьи, зафиксируем только один факт: отношения Запад — Россия напрямую влияют на обстановку вокруг Израиля. Российская газета «Ведомости» и портал «Фонтанка» сообщают, что заключен крупный контракт на поставку систем ПРО С-300ВМ Египту. Для противодействия сегодняшним угрозам Египту С-300, в общем-то, не нужны. Вертолеты, танки, самолеты, ракеты для самолетов и вертолетов, — все это нужно, а вот С-300, система, предназначенная для противодействия крылатым и баллистическим ракетам, не нужна.
В настоящее время Египет имеет с Израилем общего врага, так что опасность конфронтации отсутствует, но это сегодня. «Грядущее скрыто во мраке»… Вот, к примеру, Иордания, страна, 20 лет назад заключившая мирный договор с Израилем. Угроза «Халифата» для Иордании особенно реальна, нужно, казалось бы, особенно деликатно строить взаимоотношения с Израилем, способным протянуть руку помощи в трудную минуту. Обстановка такова, что с Израилем лучше дружить, однако парламент имеет на этот счет свое мнение — утреннее заседание было предварено чтением сур Корана в память о двух террористах, устроивших резню в синагоге.
Насколько серьезно охлаждение отношений России с Западом?
Может, ничего серьезного не происходит? Ведь удалось сначала раздать гражданам Грузии российские паспорта, а потом начать их защищать. Грузинская война 2008 года обошлась без последствий. Да и «крымнаш» вроде проглотили. Проглотят и Луганск с Донецком. Да Запад и не то глотает. Это так. Лидеры на Западе напрямую зависят от электората, придумать несменяемость или систему рокировок им как-то не пришло в голову, а кому пришло — те далече. А электорат любит буржуазные ценности, свой домик, уют, шопинг… И лифтинг электорат может волновать больше, чем события на Украине. В общем — лохи, и дурить их можно бесконечно. Но их доверчивость имеет определенные границы, наступает момент, когда лидеры Запада могут получить мандат от электората на ответные действия. Расслабленность уйдет, ее место займет профессионализм, расчетливость и злоба за то, что оторвали от «домика и шопинга». Сложность в том, что точки кипения Запад достигает не одновременно, а в каждой стране — по-разному.
Индикатором настроений Запада может служить прошедший 15 ноября в Австралии саммит G-20 (Большой двадцатки), а это в совокупности две трети населения мира, 85% мирового валового национального продукта и 75% мировой торговли. На таких встречах очень большое значение придается протоколу, выверенному годами, все говорят на дипломатическом языке, то есть потасовок, как мы видим в иных парламентах, там не бывает. Звуки там не вполне соответствуют смыслу, как в джунглях.
«В джунглях много слов, звуки которых расходится со смыслом». (Р. Киплинг)
Но ледяной прием можно обеспечить и без этого — такого холодного приема, как на этом саммите, Путину никогда и нигде не оказывали. Для начала премьер-министр Канады Стивен Харпер сказал Путину: «Думаю, я должен пожать вам руку, но я могу сказать вам лишь одно: убирайтесь из Украины». Перевод неточно передает сказанное Харпером. Он употребил слово «get out» — проваливай, прочь, убирайся, являющееся крайне грубым даже в обычном общении, не то, что на саммите G-20. Но возможно это позиция одного Харпера? Увы! Были всевозможные протокольные унижения. На общей фотографии место Путина оказалось с самого краю, за президентом ЮАР — левее его только стенка, на завтраке никто из лидеров Запада демонстративно не захотел садиться с Путиным за один стол… Говорили с ним как-то так, как с отсутствующим, в третьем лице: «Россия должна понять…», «России нужно уяснить…». Даже не вышло поговорить про ополченцев и выбор народа. Лидеры G-20 очень доходчиво продемонстрировали, что не считают Путина договороспособным, но не только.
В политическом вранье нет ничего нового. Например, во время Карибского кризиса 1962 года, когда на экстренном заседании СБ ООН советский представитель отрицал наличие советских ракет на Кубе, в зал были внесены увеличенные аэрофотоснимки пусковых установок советских ракет. Ну, поймали на вранье, но хлопать дверью намерений не было. Или более свежий пример: в ответ на заявления Путина о российской бронетехнике на Украине, которой там якобы нет, посольство Великобритании выпустило для России специальное руководство, которое должно помочь России узнать свои танки на востоке Украины. Дело не в постоянном вранье. Дело в том, что что-то изменилось. Что? Путину не только дали понять, что не воспринимают его как договороспособного и вообще приличного партнера, но и не боятся открытой конфронтации с ним.
В книге «Вторая мировая война» Уинстон Черчилль писал, что на вопрос о Папе Римском Сталин ответил вопросом: — «О! Папа. И сколько у него дивизий?»
Стратегия Путина опиралась на мнение о трусливости Запада, о его слабости, неспособности к волевым решениям, способным ухудшить жизненный уровень избирателя. Куда они денутся без России, поговорят и отработают назад, примерно, как в 1938 году в Мюнхене! Путин вполне резонно предполагал, что интересы стран Запада не едины, что они по-разному связаны с Россией, ее энергоресурсами, всем, особенно Германии, хочется иметь газ, нефть и т.п. Но все пошло не так. На G-20 создалось впечатление, что все же договорились и не захотели прилететь к себе домой со словами Чемберлена 1938 года — «Я привез вам мир». Чемберлен лгал, и знал, что лжет. Просто Великобритании не хотелось воевать, боль от Первой мировой еще не прошла. Но прав оказался Черчилль. Он сказал: «У вас был выбор между войной и бесчестьем. Вы выбрали бесчестье, и теперь получите войну».
Был вариант показать, что есть БРИКС, страны, не желающие идти в хвосте американской и вообще западной политики, всей командой поддерживающие Россию. Однако с БРИКС - тоже проблема. Бразилия озабочена спадом своей экономики — увлечение левыми идеями плохо сказывается на экономическом здоровье. Китай недавно провел успешные переговоры на уровне члена Госсовета Китая Ян Цзечи и госсекретаря США Джона Керри. США и Китай могут хмурить брови друг на друга, но они тесно связаны и сильно нуждаются друг в друге. В общем, ни Китай, ни Индия не встали стеной за северного соседа, надежда на БРИКС оказалась иллюзорной. Шутки окончены. В такой обстановке оказалось, что нужно срочно на работу, и ВВП прервал свое пребывание на саммите. Полетел рассказывать, какая на саммите была приятная атмосфера, каким было успешное общение с главами государств, и много всего прочего.
Теперь перед Путиным - крайне неприятная дилемма
Выбор между плохим и очень плохим. Вариант первый — пойти навстречу требованиям и, упаковав это в красивую словесную обертку, выполнить требования Запада, вернув войска в места постоянной дислокации. Вроде рационально, но невозможно, это потеря лица, очень чреватая потерей власти. А тут и уголовные процессы подоспеют. Вариант второй — продолжить то, что делал. Только вперед, санкции уже есть, переживем, а на полновесную войну никто не пойдет, все же ядерный кулак в наличии. А для внутреннего потребления рассказать о необходимости сплотиться, дать отпор, что США не удастся подчинить Россию… По всей видимости, произойдет именно это. А для этого необходимо кого-то взрывать и кого-то убивать, иначе люди смогут остановиться и начать думать, а они черт те до чего додуматься могут.
«Сражения выигрывает тот, у кого лучшая армия, а войну - тот, у кого больше ресурсов». (Натан Розенфельд. «История оружия»)
Запад вообще и НАТО в частности неспешно привели свои военные ресурсы к большей боеготовности, с каждым следующим месяцем пытаться испугать Запад становится все сложнее. «Куда они на Западе денутся без наших нефти и газа!?» Но как-то стали решать, как обойтись. Решают и решат, только вот этот процесс обратного хода не имеет. Конфронтация между Путиным и Западом стала необратимой.
А при чем тут Израиль в этом противостоянии?
В современном мире все страны связаны и взаимозависимы. Неосторожные действия одной страны задевает интересы остальных.
«Так Израиль еще и выиграет на этом. Мы не лезли в разборки сильных мира сего, а рынок там для нашей продукции огромен, причем к товару политических требований не предъявляют. Как-то не проявляют никакого интереса, где выращена морковка, по какую сторону ʺзеленой чертыʺ».
Это так, но с высокой долей вероятности мы увидим накачивание Асада (а значит и «Хезболлы») серьезным оружием, поддержку Ирана в отместку Западу в его ядерных амбициях. Антизападную (что вероятнее всего можно считать активно проарабской) позицию в составе коспонсоров так называемого мирного процесса. Вот американская администрация как-то вдруг прозрела и назвала развязанную Махмудом Аббасом подстрекательскую кампанию главной причиной теракта, унесшего жизни пяти человек. А это значит, что России нужно будет в пику США срочно обвинить Израиль и оказать помощь оружием и дипломатической поддержкой его врагам…
В любом случае обстановка вокруг Израиля станет более напряженной.