Когда на новостном канале ČT24 начинается программа «Гайд Парк», и на повестке – внешняя политика, вы уже заранее можете быть уверены в том, что прочитаете в вопросах зрителей бегущей строкой. За малым исключением, все это – лавина прокремлевских вопросов, кстати, порой на весьма странном чешском языке, которые навязчиво «подсказывают», какой ответ будет правильным. Не проукраинские, не пронемецкие или проамериканские вопросы, как, наверное, можно было бы ожидать в наших геополитических условиях, а всегда одни лишь пророссийские, хотя иногда, правда, теплые по отношению к Китаю. Как будто вся наша страна пребывает в трансе, зачарованная недавними оккупантами.
Но, скорее всего, дела обстоят иначе. Уже в начале мая этого года ведущие онлайн-шоу британского издания Guardian заявили, что столкнулись с интенсивной и очевидным образом управляемой прокремлевской кампанией. Недавно в связи с выступлением Ангелы Меркель после саммита стран G20 в австралийском Брисбене стало понятно, что и немецкие СМИ уже не первый месяц наводнены прокремлевскими комментариями. По данным немецких спецслужб, все это составляющие спланированной медиаоперации Кремля.
Почему бы и Чешской Республике не поддаться подобному наплыву? Достаточно ознакомиться с годовым докладом гражданской спецслужбы BIS. Пусть не слишком открыто, но довольно ясно там сказано, что российские и китайские спецслужбы у нас развивают бурную деятельность и постоянно усиливают свое влияние. В то же время нельзя не отметить, что СМИ в этой ситуации очень уязвимы. Интернет и традиционные СМИ вдруг превратились в поле боя, где мы отражаем атаки, ни чуть не уступающие агрессии в Крыму и на востоке Украины.
Что с этим делать? Мы оказались в центре масштабной медиавойны, или, вернее, блицкрига, который ведется против нас с использованием новейших средств. Ни к чему такому, как систематические вбросы полуправды, лжи, манипулятивных фактов и хитросплетений заговоров, мы не были готовы. Но для пораженческих настроений, безнадеги и низкопоклонничества перед агрессором время всегда найдется, а в нашей недавней истории всем этим мы «насладились» сполна. Хоть раз нам стоит попробовать не сдаваться столь легко. Как, например, упорные финны в Зимней войне, раз уж у нас сегодня столь популярной стала «финляндизация».
Достойный внимания рецепт выживания в беспощадной медиавойне дает американский исследовательский Институт современной России экспертов по американо-российским отношениям и правам человека, президентом которого является Павел Ходорковский – сын бывшего олигарха и самого богатого человека в России Михаила Ходорковского. Недавно на страницах онлайн-проекта The Interpreter Mag центр опубликовал объемистый доклад Петера Померанцева и Майкла Вайса о том, как Кремль использует в качестве оружия информацию, культуру и деньги, стремясь достичь своих целей во внешней политике и подорвать позиции своих противников. Доклад озаглавлен неординарно – «Угроза нереальности: как Кремль использует информацию, культуру и деньги в качестве оружия» (Menace of Unreality: How the Kremlin Weaponizes Information, Culture and Money).
По их мнению, в последние годы Кремль активно ведет информационную войну. Желая разобщить Европу и властвовать в ней, Россия приобретает сторонников на Западе, прежде всего в среде людей, страдающих ностальгией по старому доброму социализму, а также среди упрочивающих свои позиции ультраправых и приверженцев конспиративных теорий. СМИ, принадлежащие российским субъектам или частично ими контролируемые, распространяют дезинформацию и вопиющую ложь, как, например, известный впечатляющий сюжет о мальчике, распятом украинскими солдатами. Кроме того, Кремль использует культурное давление, опираясь при этом на православные сообщества и консервативных верующих в Европе и США. Эти люди поддерживают акцент Путина на традиционные ценности и неприкрытую гомофобию. А вот российские деньги позволяют Кремлю проникать в европейские финансовые центры, такие как лондонский Сити, а также покупать специалистов и политиков, таких как, скажем, бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Потом эти люди начинают геополитическую игру в интересах Кремля.
Какие инструменты использует Кремль в этой теневой войне? Как хакер планетарных масштабов, Кремль систематично ищет слабые места в системе жизни Запада и стремится извлечь из них максимальную пользу для себя. Например, Кремль очевидным образом злоупотребляет свободой информации как предлогом для массированного распространения дезинформации. Ее цель состоит не в том, чтобы убедить кого-то или дать достоверную информацию. Цель – посеять смуту и создать атмосферу всеобщего недоверия всех ко всем. Готовность Запада принимать российские деньги, в свою очередь, деморализует оппозицию в России, а также усугубляет зависимость Запада от Кремля. Коррупционным усилиям Кремля очень помогают налоговые «тихие гавани» и фирмы с непрозрачными структурами, нетранспарентное финансирование и стирание границ между исследовательскими центрами и лоббистскими группами.
В отличие от времен холодной войны, когда идеологически устоявшиеся Советы поддерживали на Западе, в первую очередь, группы левого толка и антивоенное движение, нынешняя скользкая идеология позволяет Кремлю одновременно поддерживать на Западе ультралевых, ультраправых, зеленых, антиглобалистов и финансовые элиты. Смешно, если не было бы так грустно. Все чаще предпринимаются попытки привлечь на свою сторону уважаемых западных экспертов посредством таких платформ, как Валдайский дискуссионный клуб, или дать им работу в российских компаниях, где де-факто они превращаются в рупор Кремля. В Чешской Республике примеры тому долго искать не надо.
Нанятые PR-компании и эксперты, действуя в интересах Кремля, активно стараются протолкнуть идею о том, что финансы не надо связывать с политикой. Либеральная глобализация хоть и воспринимает деньги как политически нейтральные, а торговлю как путь к миру и сотрудничеству, но Кремль использует открытость глобального рынка и превращает деньги, торговлю и, что главное, энергию в оружие нападения. Также совершенно очевидно, что Кремль увеличивает бюджет теневой войны. Одна только российская информационная сеть RT, ранее известная как Russia Today, имеет бюджет в 300 миллионов долларов ежегодно. Точно так же постоянно увеличивается степень использования социальных СМИ для распространения дезинформации, и все растущая армия кремлевских «троллей» атакует публикуемые тексты и противников Кремля.
Хрестоматийный пример – частота упоминания имени Шварценберг в вопросах передачи «Гайд Парк» – о чем бы ни шла речь. Другим уже избитым примером является то, что наибольшую угрозу для мира представляет «Исламское государство», которое, конечно, не безобидно, но уж точно не угрожает своим соседям масштабным ядерным арсеналом.
Использование информации, культуры и денег как оружия нападения – это основная стратегия гибридной войны Кремля, которая также подразумевает секретные и скрытые мелкие военные операции. Нелинейную войну в полном объеме мы сейчас наблюдаем на подвергающейся тяжелому испытанию Украине. Хуже всего то, что если Кремль добьется серьезных успехов, то вскоре нам стоит ожидать подобных войн в некоторых других уголках планеты. Авторитарных режимов по-прежнему немало, и Запад, судя по всему, пока не располагает эффективными инструментами для того, чтобы противостоять этим коварным войнам.
И все же есть ли что-то, что мы могли бы предпринять? Померанцев и Вайц рекомендуют предпринять следующие меры:
1. Создать международные неправительственные организации, которые бы четко оценивали меру дезинформации, нечто вроде Transparency International по дезинформации.
2. Создать Хартию дезинформации для СМИ и блогеров. Не надо цензурировать сверху – надо давать определение приемлемому и неприемлемому поведению в дебатах, а также эффективно наказывать тех, кто не будет Хартию соблюдать.
3. Заняться налоговыми «тихими гаванями» и тщательно изучить имущество российских олигархов и чиновников.
4. Привлечь к работе хорошо мотивированных редакторов для борьбы с дезинформацией.
В информационной войне нужно тщательно проверять основные данные – лучше всего командами аналитиков, имеющих опыт в работе с утаиваемой информацией.
5. Отследить и предать гласности кремлевские сети. Необходимо разоблачить поддерживаемых Кремлем общественных деятелей и интеллектуалов.
6. Начать в СМИ кампанию, которая ознакомит общественность с механизмом дезинформации. Пока остановить лавину дезинформации из Кремля не в силах человека. Но мы можем стремиться к тому, чтобы общественность воспринимала дезинформацию и конспиративные фантазии более критично. Хорошую службу бы сослужили качественные сатирические программы, которых всегда мало.
7. Начать онлайн-кампанию, подразумевающую индивидуальную социальную работу, которая будет направлена на группы, которые особенно чувствительны к кремлевской пропаганде, например, на русскоговорящее население прибалтийских стран, а у нас – на пенсионеров.
8. Финансово и иными средствами поддерживать журналистов, которые из-за своей работы во время информационной войны зачастую сталкиваются с клеветой и угрозами. Тут могли бы помочь международные организации добровольцев, которые защищали бы журналистов. Таких организаций не хватает давно.
9. Провести при помощи краудсорсинга расследование отдельных эпизодов. В интересах неправительственных организаций и отдельных субъектов – чтобы опытные блогеры, гражданские журналисты и пользователи социальных сетей принялись за работу. Несмотря на то, что кремлевских «троллей» много, нас все равно больше. Штатные журналисты и СМИ не успевают, и кроме нас этого никто не сделает. Когда вы в последний раз делали что-то для родины?
10. Предложить альтернативу Валдайскому форуму. Мы не должны бояться говорить о страхе потерять традиции, религию и национальный суверенитет.
12. Как можно активнее привлечь к дискуссиям о политике Кремля соседей России, находящихся под угрозой, прежде всего, Украину, Грузию и Эстонию. Нужно заниматься отношениями со странами БРИКС и другими государствами, которых Россия уговаривает присоединиться к антизападному лагерю. Возможно, Кремль не так уж боится Европы, но я могу поспорить, что перед Китаем он испытывает настоящий ужас. Немного больше дружелюбия в отношениях с Китаем сделает больше, чем вооруженная дивизия в Эстонии.
Борьба с дезинформацией и стратегической коррупцией не связана и не закончится вместе с нынешним правителем Кремля. Темные силы на Востоке заразны, как грипп, и, может быть, вскоре мы узнаем о теневых войнах и в других частях мира. Поэтому самым необходимым в борьбе с дезинформацией, а в самом худшем случае – и в борьбе с зелеными человечками – как можно скорее начать эффективно обороняться.