Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Трения с Россией вызывают все больше беспокойства

Некоторых зарубежных экспертов тревожат смелые шаги Кремля

© РИА Новости Виталий Аньков / Перейти в фотобанкИстребители Су-27 во время учений системы материально-технического обеспечения Восточного военного округа
Истребители Су-27 во время учений системы материально-технического обеспечения Восточного военного округа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Призрак» российских бомбардировщиков, патрулирующих американские побережья, придает дополнительную остроту усиливающейся вражде между Россией и НАТО. Возможно, патрулирование и не является прямой угрозой безопасности континентальных США, но оно демонстрирует растущую пропасть между Россией и Америкой в вопросах внешней политики – проблему, которая может просуществовать долгие годы.

Россия все больше проявляет свой напор, превратившись, по мнению некоторых экспертов, в милитаристское государство и приближаясь к границам США. Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу заявил о том, что скоро бомбардировщики российских вооруженных сил начнут патрулировать воздушное пространство во всем мире, в том числе над Мексиканским заливом и Карибским морем. В этом случае речь идет о территориях вблизи американских границ. Шойгу заявил, что в сложившейся обстановке Россия вынуждена обеспечивать свое военное присутствие в западных и восточных частях Тихого океана, а также в районах Карибского моря и Мексиканского залива. Очевидно, это была ответная реакция на обвинения со стороны НАТО относительно продвижения российских войск в сторону украинской границы.

Как сообщают, Шойгу добавил, что полеты будут осуществляться с целью проведения воздушной разведки деятельности вооруженных сил иностранных государств и морских коммуникаций. Скорее всего, данное высказывание относилось к США.

Если планам Шойгу суждено осуществиться, то полеты российской военной авиации будут являться самой значительной международной военной эскалацией со времен холодной войны. По некоторым оценкам, полеты самолетов в районе Мексиканского залива создадут напряжение в разы сильнее по сравнению с периодом холодной войны, ведь, как сообщают, тогда советские войска не патрулировали южные границы Северной Америки. «Такая политика напоминает поведение Советского Союза в период холодной войны, – говорит Лора Линдерман, эксперт Евразийского центра Дину Патрисиу при Атлантическом совете. –  Москва хочет проверить, насколько сильное давление она может оказать на США».

Раннее российские боевые самолеты уже проводили учебные полеты в районе Черного, Балтийского и Средиземного морей. Военные самолеты были замечены и в воздушном пространстве Европы. Все эти полеты осуществлялись с территории России. Даже для наблюдения за воздушным пространством США в районе Аляски или Калифорнии военные самолеты могут взлетать с российских баз. Воздушное патрулирование Мексиканского залива, не говоря уже о Карибском бассейне, потребует размещения портов технического обслуживания и дозаправки по всему региону, ведь Дальний восток России с его морозами и солнечный Мексиканский залив разделяют около 8800 км.

По словам экспертов, Россия сначала должна создать порты материально-технического обслуживания, и лишь потом она сможет патрулировать воздушное пространство над Мексиканским заливом и Карибским морем. Возможно, масштабные учебные операции проводятся с целью демонстрации военной мощи страны, а не для того, чтобы установить постоянное наблюдение за этими территориями. В любом случае такие заявления Шойгу подчеркивают намерение России расширить свое присутствие в западном полушарии и восстановить статус мировой державы.

Линкольн Митчел, старший научный сотрудник института войны и мира им. А. Сальцмана при Колумбийском университете, считает, что нельзя не обращать внимание на такие планы России даже при наличии логистических проблем. По его словам, за последний год сбылись те прогнозы относительно России, которые раньше казались невероятными. «Руководство страны очень четко определило, насколько далеко может зайти Россия. Нельзя исключать какую-нибудь вероятность только потому, что она кажется невозможной» – говорит  Митчелл.

Стратегический бомбардировщик ТУ-95


Военные бомбардировщики с ядерными ракетами на борту представляют собой относительно небольшую угрозу. Русский бомбардировщик ТУ-95, предназначенный для дальних полетов, был выпущен в 1950-х годах. Он является легкой мишенью для ВВС США, на вооружении которых стоят в основном истребитель F-22 Raptor и F-35 Lightning.

Гораздо большую опасность представляют возможные инциденты в воздухе.  Столкновение американского самолета-разведчика и китайского истребителя в 2001 году резко ухудшили отношения между странами – и это при том, что в них не было той неустойчивости, что в последнее время все нарастает в отношениях между Россией и США. Продолжающийся конфликт на Украине, в котором российские вооруженные силы оказывают поддержку сепаратистам на востоке страны, является основным поводом для разногласий между США и Россией с того самого момента, как конфликт начал приобретать серьезные обороты в марте.

Россия отрицает свою причастность к конфликту в Украине, заявляя, что в сражениях принимали участие исключительно добровольцы. Однако правительство США не склонно верить подобным заявлениям. Генерал ВВС США и главнокомандующий силами НАТО в Европе Филипп Бридлав подтвердил перемещение колонн российской боевой техники и боевых частей, в частности танков, артиллерии и ПВО, на территорию Украины.

Реакция Вашингтона на такие действия еще не до конца понятна. «Россия оккупирует Украину, но руководство страны не называет это оккупацией, – говорит Линдерман. – Это что, какая-то стратегия?» По ее мнению, действия администрации Обамы недостаточно продуманы с точки зрения стратегии.

Руководство США склонно прибегать к методу кнута и пряника, чтобы заставить Россию пойти на компромисс. С одной стороны Вашингтон использовал санкции, различные виды помощи и размещение войск в качестве инструментов давления на Москву за ее предполагаемые нарушения, но при этом оставил дверь открытой для возможного пути урегулирования ситуации и деэскалации конфликта. «Обама – один из более рассудительных людей в Вашингтоне, – говорит Митчелл. – Его срок скоро подойдет к концу, а в 2016 году его, скорее всего, заменит более жесткий в вопросах внешней политики президент. Поэтому сейчас Обама в какой-то мере волен делать все, что он захочет, по этому вопросу».

Угроза, связанная с полетами российских ВВС в районе Мексиканского залива, показывает, что Москва не заинтересована в изменении курса своей внешней политики. Напротив, российское правительство демонстрирует, что готово идти дальше, пока лидерство России среди государств в так называемых близлежащих к ней регионах не будет признано западными странами. США и их союзники в Европе считают, что эти государства должны сами выбирать курс своей внешней политики. А это уже противоречит взглядам Москвы.

Однако Митчелл отмечает, что действия администрации Обамы вполне благоразумны.  «Мы уже имеем превосходство в военной сфере. Не стоит путать действия России, которые США не одобряют, с действиями, представляющими реальную угрозу Америке. Эту черту проводит именно президент», – говорит он.

И все же «призрак» российских бомбардировщиков, патрулирующих американские побережья, придает дополнительную окраску усиливающейся вражде между Россией и НАТО. Возможно, патрулирование и не является прямой угрозой безопасности континентальных США, но оно демонстрирует растущую пропасть между Россией и США в вопросах внешней политики – проблему, которая может просуществовать долгие годы.