Больше чем через месяц после досрочных выборов Украина получила новое правительство. За новый состав кабмина проголосовали 288 нардепов — это на 43 голоса меньше, чем в феврале, когда после побега Виктора Януковича тогдашняя оппозиция наспех сколотила новое большинство. Нынешнему голосованию предшествовали несколько недель консультаций между Петром Порошенко, Арсением Яценюком и лидерами депутатских фракций. Состав будущего кабмина тасовался несколько раз и был согласован только в день голосования, 2 декабря. Это вызвало недовольство даже у членов президентского блока.
«Нас просто ставят перед фактом и не дают права выбора. Мы не успеваем познакомиться с будущими министрами, предложить свои кандидатуры», — эмоционален в разговоре с «Украинской правдой» один из депутатов от БПП. Еще больше нардепы возмутились предложению голосовать за состав нового правительства пакетом. «Голосование пакетом без обсуждения — это позор и результат трусости членов коалиции, которые понимают, что некоторые персонажи в новом правительстве однозначно непроходные после индивидуального разбора кандидатур», — написал в своем Facebook близкий соратник Коломойского Борис Филатов, который неделю назад вышел из БПП.
Фракция «Самопомощи» предложила голосовать за каждого министра по отдельности, а не принимать решение по Кабмину пакетом. Нашлись несогласные с пакетным голосованием и среди депутатов Народного фронта. В чем причина разногласий среди участников коалиции и к чему они могут привести?
Кабмин раздора
Во вторник утром в кабинете спикера Рады Владимира Гройсмана проходило заседание. Собрались руководители пяти фракций, входящих в коалицию. В числе присутствующих — Арсений Яценюк и Александр Турчинов от фракции «Народный фронт», Гройсман, Юрий Луценко — от «Блока Петра Порошенко». Время от времени к ним присоединялся первый заместитель главы фракции, доверенное лицо президента Игорь Кононенко. Радикальную партию на заседании представлял Олег Ляшко. От «Батьковщини» присутствовали Юлия Тимошенко и Андрей Кожемякин. От «Самопомощи» — Олег Березюк, Оксана Сыроед, Егор Соболев и Олег Лаврик. Также присутствовали кандидаты на пост министра юстиции Павел Петренко и на должность первого вице-премьера Геннадий Зубко.
«Тогда нам впервые озвучили полный состав кабмина. Претендентов было больше, чем кресел», — говорит один из членов фракции «Самопомощи», присутствовавший на заседании. Турчинов предлагал голосовать за состав кабмина как можно быстрее. Дескать, нужно сформировать правительство. Руководители «Самопомощи» захотели заслушать каждого министра перед голосованием и ругались с Турчиновым из-за спешки.
«Подходы к формированию кабмина потрясающие! Ляшко прямо в кабинете у Гройсмана придумал выдвинуть кандидатуру Валерия Вощевского на пост вице-премьера. Потому что эта должность была вакантной». С Вощевским из-за этой спешки приключился конфуз. Сотрудники аппарата в качестве официальной биографии кандидата взяли статью из Википедии. В одном из пунктов указывалось, что во время руководства государственной компанией «Автомобильные дороги Украины Вощевский «пытался украсть ШРБУ №100», из-за чего против него возбуждено уголовное дело». «Вы видели биографию Вощевского? — смеясь в кулуарах Рады, спрашивал нардеп от БПП Виталий Чепинога, — Видите, какое у нас честное правительство! Пытался украсть, но не смог же!»
Еще одна кандидатура, появившаяся в день голосования, — Анна Онищенко, ее продвигали на должность министра кабинета министров. Еще вечером понедельника согласованным кандидатом считался Остап Семерак. «Не выдвигать его на эту должность — решение Арсения Яценюка и непосредственно Остапа», — заявил УП член НФ Сергей Пашинский. Поэтому ночью вторника его кандидатуру заменили на Людмилу Денисову, возглавлявшую министерство социальной политики. Но и она устроила не всех. «Мы ее выбивали все. Она не устраивала ни нас, ни БПП. В первую очередь из-за слухов о коррупционных схемах, которые до сих пор существуют в Минсоцполитики», — говорит один из членов «Самопомощи». В итоге кандидатуру Онищенко предложил Павел Петренко. В ее биографии значится, что до марта 2014 года она работала ведущим юристконсультантом «Укрнафты», 49% которой принадлежит Игорю Коломойскому, а также замминистра юстиции и главой государственной регистрационной службы Украины. «Мы сделали все, чтобы сберечь коалицию и проголосовать за Кабмин. У нас выбивали министров», — сказал УП в кулуарах Рады Александр Турчинов. «Кого, Людмилу Денисову?» «Мы пошли на все возможные компромиссы», — игнорировал фамилию Денисовой Турчинов. «На какие?» « На разные компромиссы». «Что касается вас — ваша кандидатура рассматривается на пост главы СНБО?» «Этот вопрос не обсуждался», — сказал Турчинов и поспешил уйти.
«Самопомощь» несколько раз просила Владимира Гройсмана объявить перерывы в заседании Рады. Первый — чтобы окончательно согласовать кандидатуры в будущий Кабмин, второй — чтобы заслушать кандидатов на министерские посты на заседаниях фракций. Этот процесс занял несколько часов. Однопартийцы Садового успели заслушать и задать вопросы семерым кандидатам на пост министров. Такой подход «Самопомощи» возмущал многих депутатов в коалиции. «Я считаю, что у людей, которые так нагло и цинично торгуются за должности, нет политического будущего» , — был однозначен из нардепов от НФ. «Они очень тяжелые на подъем и, мне кажется, это только начало мучений с ними. Вы видели Березюка? Это же реинкарнация Ирины Фарион в новом парламенте», — бросил УП в кулуарах один из нардепов от БПП.
У соратников Садового свое объяснение. Дескать, коалиционное соглашение подписали 21 ноября, после чего следовало бы формировать кабмин. «Вместо этого две фракции — БПП и НФ начали войну за должность министра внутренних дел. К моменту начала работы парламента не было ни одного кандидата в министры. Нам предложили проголосовать за Яценюка и Гройсмана. После этого они пропали на неделю. Березюк вообще не мог никому из них дозвониться», — рассказывает один из нардепов от «Самопомощи». Он добавляет, что партнеры по коалиции все время настаивали на том, чтобы члены «Самопомощи» работали в кабмине. «Первый раз Садовому предлагали пост премьер-министра сразу после выборов, второй раз за две недели до голосования за кабмин», — на условиях анонимности рассказывает соратник Садового. В понедельник БПП и НФ предложили Садовому пост первого вице-премьера, но тот отказался. «Мы боремся не за должности, а за баланс противовесов в коалиции. На заседании фракции были министры, которые не могли ответить на вопросы. Это ненормально. Нам говорят, что наверху все уже решено, но мы не согласны с этим», — сказал УП глава фракции «Самопомощь» Олег Березюк.
Конфуз Гройсмана
Вечером Березюк попросил объявить перерыв на час для заслушивания фракциями оставшихся кандидатур на пост министров. В это время «Самопомощь» успела заслушать четверых кандидатов, в числе которых был и Арсен Аваков. С ним, рассказывает один из нардепов от «Самопомощи», разговор был тяжелым. Во фракции накопилось недовольство его работой на посту министра МВД. Авакова спрашивали, почему кадры Виталия Захарченко все еще находятся в должностях. «Он отвечал, что главное в милиции это управляемость и что начнет реформы. В будущем», — рассказывает нардеп от «Самопомощи».
Корреспонденты УП встретили Авакова в кулуарах парламента. Он общался с экс-нардепом Андреем Шевченко и «фронтовиком» Денисом Дзензерским. «Как вам кандидат на пост заместителя министра МВД Эка Згуладзе?» «Мы люди с исконно украинскими корнями». «Предлагая «своего» заместителя, в БПП смогут контролировать вас в должности министра МВД?» «Мне очень трудно навязать чью-то волю. Девочка хорошая, девочка красивая. Можно ли в полной мере перенести опыт Грузии на Украину? Нет, нельзя», — улыбаясь, сказал Аваков. Условием для назначения Авакова на должность министра был ультиматум, выдвинутый в понедельник 1 декабря — увольнение первого заместителя министра МВД Сергея Чеботаря. «Не скандализируйте этот процесс», — заявил Аваков на уточняющий вопрос УП о том, будет ли уволен его заместитель.
Около 18.00 в парламент приехал Петр Порошенко, чтобы представить для голосования депутатов две кандидатуры на посты министров, которые вносятся президентом — министра иностранных дел Павла Климкина и министра обороны Степана Полторака. Рада проголосовала за их назначение 351 и 347 голосами соответственно. После слово взял Яценюк, чья речь была в духе мартовской о «правительстве камикадзе». Премьер заверил, что будущее правительство готово к самым радикальным, жестким и эффективным изменениям и реформам. «Миссия будет выполнена», — заверил Яценюк. За ним слово взял Гройсман, который принялся как бы советоваться с депутатами — как лучше поступить: заслушивать каждого министра по отдельности или поставить на голосование постановление о формировании правительства. В итоге он выбрал второй вариант. «За» проголосовали 229 депутатов. В адрес Гройсмана последовали крики «Ганьба»!
Ситуацию попробовал разрешить Юрий Луценко, предложивший заслушать глав фракций, а после перейти к пакетному голосованию за правительство. «Это голосование и было пакетным голосованием за правительство. И сейчас во фракции Гройсмана кроют матом. Особенно Стець, которому вообще не нужно выходить и рассказывать о министерстве информации», — говорит УП один из нардепов от БПП. Раскритиковал такой подход к голосованию и Березюк, выступавший с трибуны. «Я и наша фракция не видела угрозы для коротких ответов и вопросов министров перед теми депутатами, которые их не видели, потому что они внефракционные. Мы же с вами строим профессиональный парламентаризм, который мы все вместе уничтожили», — сказал он, чем сорвал аплодисменты в зале. Березюк предложил вынести вопрос о министерстве информационной политики за пакет, чтобы отдельно обсудить его создание, и за каждого министра голосовать по отдельности. За ним выступили и другие лидеры фракций. После Гройсман дал по три минуты каждому кандидату на пост министра, чтобы те выступили со своей позицией.
Первым депутаты заслушали уже оскандалившегося Вощевского. « У меня в жизни случаев, чтобы я что-то пытался украсть, — заявил кандидат в вице-премьеры. — Я работал на Укравтодоре и через неделю уволился. Мне прямо из Администрации позвонили и сказали — или увольнение, или тюрьма». Также депутаты успели задать вопросы кандидатам Геннадию Зубко и Александру Павленко. Арсен Аваков в качестве презентации решил показать телевизионный ролик о реформировании милиции, который некоторые украинские телеканалы крутят последние месяца три. После выступления Авакова, Яценюк решил взять инициативу в свои руки и лично зачитал с места в ложе биографии оставшихся кандидатов. Спикер Гройсман на время остался без работы. «Этот человек провел самые радикальные реформы в медицине в Грузии», — говорил он о без пяти минут министре Александре Квиташвили. «Павел Дмитриевич уничтожил целый список коррупционных схем в Минюсте», — хвалил Яценюк своего близкого соратника, министра юстиции Петренко.
Отдельно остановился на кандидате на должность министра финансов Наталье Яресько. «Она сегодня получила гражданство Украины, она уже 20 лет здесь живет, у нас были самые длительные дискуссии, потому что Наталья не соглащалась» Заслушивание министров продолжалось более часа. После Егор Соболев, Сергей Лещенко, Виктория Сюмар предложили отложить вопрос о создании министерства информационной политики. Планы по его созданию вызвали резонанс среди журналистов и общественных деятелей.
«Виктор Федорович убежал в Ростов, давайте мы не будем оставлять его систему принятия решений. Мы хотим голосовать за каждого министра отдельно, — в зале кто-то из нардепов закричал «Браво». — Второе. У нас сейчас нет министерства информации. Давайте мы сначала обсудим его создание, а потом будем голосовать за министра», сказал Соболев. Но Гройсман не внял просьбам нардепов. И вынес на голосование то же постановление (1008), что и до этого. Депутаты проголосовали за Кабмин пакетом. В том числе и за министра информационной политики — ведомства, которого еще не существует. В течение 48 часов Арсений Яценюк должен представить парламенту программу правительства.
Камни комитетов
Следующее заседание парламента назначено на четверг. К этому времени депутаты должны окончательно согласовать квоты по комитетам и их руководителям. В РПЛ, «Самопомощи» и «Батьковщине» считают, что две большие фракции — НФ и БПП — «кинут» их с комитетами. В трех фракциях категорически против того, чтобы отдавать какие-либо комитеты «Оппозиционному блоку», а также группам Игоря Еремеева и Виталия Хомутынника. Им, по словам Юрия Луценко, может отойти три комитета.
«У них позиция — порешать все у себя в коалиции, а потом пригласить нас и дать косточку, но при этом еще и смотреть, кто возглавит. Тема 16 января была запущена, чтобы больше комитетов получила коалиция, а меньше — оппозиция», — говорит один из нардепов из группы Хомутынника. Группе Хомутынника готовы отдать комитет по вопросам налогов и банковской деятельности. Но кандидатуры на этот комитет есть и у БПП. Это Оксана Продан, Андрей Павелко и Нина Южанина.
«Самопомощи» могут достаться три комитета — антикоррупционной политики, иностранных дел и IT+должность вице-спикера. Бюджетный комитет хочет Олег Ляшко. «Он вцепился в него зубами и у Порошенко ему дважды пообещали этот комитет», — говорит УП один из нардепов от НФ. — Но могут и на этот раз обмануть». Четыре комитета может получить «Батьківщина», сама Тимошенко называет их «мусорными». По словам Сергея Пашинского, НФ претендует на семь комитетов в парламенте и на должность первого вице-спикера.
Уже сегодня фракции приступят к дележу комитетов. Между собой депутаты предполагают, что недовольство «Самопомощи», в том числе и из-за ситуации с комитетами, будет только расти и рано или поздно фракция выйдет из коалиции. Этого не исключают и соратники Садового. «С ними каши не сваришь, и от фракции к фракции голос о выходе из коалиции звучит все громче», — признается один из нардепов от «Самопомощи».