Пока Владимир Путин ведет экспансионистскую внешнюю политику с высокими ставками, внутри России нарастают проблемы. Рубль, по-видимому, оказался в свободном падении. Со времен финансового краха 1998 года национальная валюта никогда не выглядела такой слабой. Российский центральный банк с начала года уже потратил на попытки ее поддержать больше 100 миллиардов долларов. Страну вновь охватил страх перед инфляцией и перед массовым изъятием вкладов из банков беспокоящимися за свои сбережения россиянами. Все это пугающе напоминает о нестабильности 1990-х годов. Москва ожидает, что в следующем году российская экономика скатится к рецессии. Это резко контрастирует с предыдущими прогнозами, обещавшими 1,2% роста ВВП. Размах бегства капиталов продолжает расти.
Главные причины этих мрачных реалий заключаются в снижении мировых цен на нефть, упавших с лета на 40%, а также во введенных в ответ на действия России на Украине западных санкциях.
Однако эта мрачная картина также связана с одной из главных упущенных возможностей путинской эпохи. В России не была проведена подлинная экономическая модернизация. Как и в советские времена, страна по-прежнему слишком зависит от нефтегазового экспорта. При всех националистических претензиях г-на Путина под его политическим руководством Россия не смогла прийти к экономике 21 века, основанной на инновациях, знаниях и новых технологиях. Основой российского нефтегосударства служит унаследованная от брежневского СССР тяжелая промышленность. Больше чем две трети российского экспорта приходятся на долю энергетического сектора.
Внутриполитическая стратегия г-на Путина в последнее десятилетие предлагала россиянам сделку: рост стандартов жизни в обмен на ограничение политических свобод при концентрации политической власти. Этот контракт обеспечивался высокими нефтяными ценами. В 2003 году они составляли 30 долларов за баррель, а в 2008 доросли до 147 долларов.
Вскоре Москве придется иметь дело с последствиями падения рубля, которое может среди прочего вызвать внутреннюю нестабильность. Власти будут надеяться, что ослабление валюты снизит давление на бюджет, увеличив рублевую стоимость российских нефтяных резервов. Однако это не поможет увязшим в долгах российским банкам. Вдобавок дальнейшее снижение обменного курса подтолкнет россиян менять рубли на доллары, что увеличивает риск изъятия вкладов.
Г-н Путин заявил, что Газпром откажется от строительства идущего в Европу газопровода «Южный поток». Это показывает, в каком затруднительном положении находится сейчас Россия. Теперь ключевой вопрос заключается в том, обуздают ли трудные времена внешнеполитические амбиции г-на Путина или, напротив, подтолкнут его к новым реваншистским авантюрам. Российскому президенту следует вернуться к трезвому взгляду на мировые реалии и выбрать умеренность. Экономические показатели просто не оставляют ему другого выхода.