Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские вузы пробиваются в мировые рейтинги

© РИА Новости Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкВручение дипломов с отличием выпускникам МГУ им. М.В.Ломоносова
Вручение дипломов с отличием выпускникам МГУ им. М.В.Ломоносова
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Журнал Times Higher Education (THE) опубликовал очередной ежегодный рейтинг вузов стран БРИКС и развивающихся стран на 2015 год, в котором Россию представляют сразу семь высших учебных заведений. Теперь к МГУ и СПГУ присоединились МИФИ, Новосибирский госуниверситет, МФТИ, Уфимский авиационный технический университет и Московский государственный технический университет имени Баумана.

Авторитетный журнал Times Higher Education (THE) опубликовал очередной ежегодный рейтинг вузов стран БРИКС и развивающихся стран на 2015 год, в котором Россию представляют сразу семь высших учебных заведений.

В прошлом году в рейтинге THE были представлены лишь Московский государственный университет имени Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет.

Теперь к МГУ и СПГУ присоединились МИФИ, Новосибирский госуниверситет, МФТИ, Уфимский авиационный технический университет и Московский государственный технический университет имени Баумана.

При составлении рейтинга учитывались такие показатели, как соотношение штатных сотрудников и студентов, количество иностранных студентов, доход от научной деятельности вуза, количество научных работ и частота их цитирования. Всего авторы проанализировали 13 показателей в пяти различных областях работы университетов.

Редакторы рейтинга анализировали учебные заведения 22 стран, среди которых Россия, Бразилия, Индия, Китай, Турция, Мексика, Пакистан, Перу, Марокко, Чили, Колумбия, ЮАР и другие. Все эти страны относятся к развивающимся согласно классификации индекса FTSE.

Измененная методология

В этом году Times Higher Education изменил методологию составления рейтинга, и именно это позволило войти в него многим университетам, которые до этого не соответствовали минимальным требованиям.

Было снижено число необходимых научных публикаций за пять лет — с 200 до 100, а также уменьшен параметр «исследовательской влиятельности» вуза (с 30 до 20%).

Одновременно составители рейтинга изменили в сторону повышения параметры «инновационности» (с 2,5 до 10%) и «международной репутации» (с 7,5 до 10%).

В результате МГУ существенно улучшил свою позицию в рейтинге THE, переместившись с 10 места на 5, и остается единственным российским представителем в первой десятке.

СПГУ остался в седьмом десятке (поднялся с 67 на 64 место), его с первой попытки обогнали МИФИ (13 место) и НГУ (34 место), а МФТИ вошел в рейтинг на 69 месте.

«Очевидно, что изменение методологии помогло России увеличить свое представительство в рейтинге. Благодаря снижению необходимого минимума научных публикаций три небольших, специализированных российских вуза смогли в первый раз попасть в список», — подтверждает редактор рейтинга Фил Бейти.

По его словам, изменения в методологии объективно назрели, так как маленькие специализированные вузы стали играть большую роль, но по объективным параметрам по-прежнему не могут соперничать с вузами-гигантами.

Однако эти изменения — далеко не единственная и не главная причина успеха России, настаивает Фил Бейти.

«Необходимо подчеркнуть, что львиная доля успеха российских вузов никак не связана с методологией. МГУ поднялся на пятую строчку, Новосибирский университет с первой попытки взлетел на очень высокое место — исключительно благодаря высокому уровню научных исследований», — считает представитель Times Higher Education.
МФТИ и НГУ

Ректор МФТИ Николай Кудрявцев доволен попаданием своего вуза в рейтинг THE, но поясняет, что и до этого у московского физтеха не было никаких проблем с международной репутацией.

«С дипломом физтеха уже в конце 90-х брали всюду. Я вспоминаю начало 2000-х годов: в университет приезжало очень много президентов и ректоров, в основном американских, но и европейские были. Интерес у них такой, говорили они: «В нашем университете, условно, 50 русских, из них 25 из физтеха, и всеми мы очень довольны», — рассказывает Кудрявцев.

Михаил Федорук, ректор Новосибирского госуниверситета — еще одного новичка в рейтинге, считает причиной успеха своего вуза его тесную интеграцию с институтами сибирского отделения Академии наук.

«Собственно университет там имеет 85 базовых кафедр в 26 институтах, и, конечно, мы создали за этот год очень много совместных лабораторий с институтами. И благодаря этому мы, по-моему, в шесть раз увеличили цитируемость своих статей, и, конечно, это не могло не сказаться на рейтинге. Например, упоминание университета есть в статье про открытие бозона Хиггса, и это дает очень большое цитирование», — объясняет Федорук.

Помимо России в список попали еще несколько восточноевропейских вузов. Однако в этом году их позиции значительно ослабли.

Варшавский университет упал в рейтинге с 23-й на 46-ю строчку, еще два польских вуза вообще не попали в обновленную сотню лучших. Чехия и Венгрия также не смогли удержать свои прошлогодние позиции: в новый рейтинг от каждой страны вошли лишь два вуза, а не три.

Россия вслед за Китаем

В рейтинге THE университетов стран БРИКС единоличным лидером выглядит Китай — и по числу попавших в рейтинг вузов, и по их месту в нем.

«Китай далеко вырвался, — подтверждает Фил Бейти. — У них работает мощная программа правительственной поддержки вузов с 90-х годов. И теперь мы видим, насколько реалистичной оказалась их политика в области образования: когда есть достаточно денег, достаточно ресурсов, достаточно политической воли».

По мнению эксперта, у Индии есть проблемы со стратегическим планированием: там много классных IT-специалистов, есть престижные учебные заведения, традиции, но им не хватает общего понимания, как должна развиваться национальная система образования.

«Сколько денег вкладывать в науку и образование? По какому принципу? Они до сих пор не могут ответить на эти вопросы. Похожая ситуация и в Бразилии», — говорит Бейти.

Тайвань, один из прежних лидеров этого рейтинга, сейчас начал сдавать позиции, Южная Африка пока не может решить, вкладывать ли деньги в отдельные вузы или финансировать модернизацию системы образования в целом, анализирует ситуацию редактор рейтинга.

Поэтому, по мнению Фила Бейти, именно Россия по научному и образовательному потенциалу может претендовать на условное второе место вслед за Китаем.

«Россия на несколько лет отстает от Китая, но здесь уже есть ясная и четкая государственная политика в этой сфере. Есть деньги на исследования, есть деньги на модернизацию инфраструктуры, есть ресурсы для кооперации с иностранными вузами. Россия сейчас выглядит как страна, имеющая потенциал для самого мощного рывка вперед», — заключил эксперт.

«Рейтинг — не самоцель»

Николай Кудрявцев сомневается в том, что Китай по-прежнему уместно называть «развивающейся» страной.

«Я бы не стал делить — развивающиеся, развитые. Просто в данном случае выборка несколько меньше, и в нем участвуют университеты, которые не живут за счет своего бренда, который получили давно-давно. А поскольку это развивающиеся страны, то здесь все достаточно динамично, и мы видим картинку последних двух десятилетий», — считает ректор МФТИ.

Его коллега из Новосибирска Михаил Федорук выражает больший скепсис относительно различных рейтингов.

«Безусловно рейтинги не самоцель, но в них надо участвовать. Если мы хотим выйти на международную арену, надо участвовать в рейтингах. Потому что рейтинги — это фактически реклама университета. Люди, которые хотят получить образование, — они смотрят на эти рейтинги, поэтому это очень важно. Хотя, конечно, российским университетам в этом смысле, конечно, сложновато, потому что это все-таки западные рейтинги», — говорит Федорук.

Закономерный успех

Успех России в нынешнем рейтинге THE для стран БРИКС и развивающихся стран вполне закономерен, считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

«Мы пошли по тому же пути, как Китай до нас, как другие страны — то есть выделение группы наиболее конкурентоспособных университетов и их целевая поддержка. Сначала это были 62 инновационных так называемых университета, предлагающие широкие программы обновления образования. Потом, в 2009 году, были отобраны из них 29 национальных исследовательских университетов. И наконец в прошлом году стартовала так называемая программа „5-100“, которая уже из этих вузов и федеральных университетов отобрала группу из 15, которые обладают наибольшими возможностями для международной конкуренции», — рассказывает Кузьминов.

По мнению ректора ВШЭ, семь российских вузов в рейтинге THE — это далеко не предел.

«Мы сегодня имеем кумулятивный эффект от этих программ. Я думаю, порядка 30-40 вузов Российской Федерации сейчас существенно подняли свой уровень — и образовательный, и уровень исследований», — считает Кузьминов.

Возглавляет же рейтинг Пекинский университет. Вторую строчку также занимает китайский вуз, Университет Цинхуа.

Оба вуза сумели сохранить свои позиции по сравнению с рейтингом прошлого года. Всего в список попало 27 китайских центров образования.