Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вместо Европы Путин выбрал Китай

Президент России недавно объявил об остановке российско-итальянского проекта «Южный поток». Владимир Федоровский рассматривает это как значимый поворот в геополитике

© East News / AP Photo/Ivan SekretarevВладимир Путин
Владимир Путин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путин приступает к весьма значительным переменам в геополитике. Нынешний разрыв отношений России с Западом сравним с тем, что произошло в обратном направлении 300 лет назад при Петре Великом. Тогда царь сделал из России европейскую державу. Сейчас же Владимир Путин намеревается превратить ее в державу азиатскую. В частности, он проводит сближение с Китаем и Турцией.

Владимир Федоровский — самый популярный сейчас во Франции российский писатель украинского происхождения. Он сыграл активную роль в падении коммунизма, боролся за продвижение перестройки и был официальным представителем одной из первых российских демократических партий. Он написал множество книг о России и, в частности, недавно выпустил очерк о Путине.

FigaroVox: Во время прошедшего в понедельник визита в Турцию президент России объявил о приостановке российско-итальянского проекта газопровода «Южный поток», на который были наложены санкции на фоне украинского кризиса. О чем, по-вашему, говорит это решение?

Владимир Федоровский:
Это решение говорит о том, что Владимир Путин приступает к весьма значительным переменам в геополитике. Нынешний разрыв отношений России с Западом сравним с тем, что произошло в обратном направлении 300 лет назад при Петре Великом. Тогда царь сделал из России европейскую державу. Сейчас же Владимир Путин намеревается превратить ее в державу азиатскую. В частности, он проводит сближение с Китаем (речь идет о настоящем военном альянсе) и Турцией. Президент уже объявил, что Газпром увеличит поставки в Турцию на 3 миллиарда кубометров, и предоставил ей 6% скидки с 1 января. Он даже намекнул на угрозу для поставок в Европу, отметив, что часть российского производства может быть перенаправлена в Азию.

Связан этот геополитический разрыв и с внутренними политическими преобразованиями. Целью американских санкций было повлиять на внутриполитическую обстановку в стране. Они должны были привести к падению курса рубля, оттоку капиталов и, как следствие, непопулярности Владимира Путина. В действительности все получилось совершенно иначе: введение все новых санкций в конечном итоге привело к подъему гораздо более националистических сил, чем сам Путин. Они оказывают сильное давление на правительство и еще дальше отодвинули в тень либеральную и прозападную оппозицию. В результате Путин вынужден все выше поднимать ставки, что объясняет ужесточение его позиции.

— К каким последствиям для Европы и России может привести такой стратегический поворот? Кто выйдет победителем?


— Этот поворот представляет серьезную опасность как для России, так и для Европы, и не будет выгоден никому. Экономические последствия для Европы будут катастрофическими. Я недавно побывал в Германии, и деловые круги там буквально сходят с ума. 40% всего газа в страну поступает из России, и те опасаются возникновения эффекта домино: повышения тарифов на энергоносители в Германии, спада экономического роста Германии, а затем и всей Европы. На самом деле нынешняя ситуация подставляет под удар жизненно важные интересы Германии и, как следствие, - Франции. Европейская дипломатия обычно придерживается более тонкого подхода, чем американская, и ей в срочном порядке необходимо предпринять активные действия. К сожалению, "хвостизм" Ангелы Меркель лишает Европу мощного рычага воздействия. Подобное отсутствие Европы вызывает серьезные опасения.

Слова генерала де Голля о Европе от Атлантики до Урала отражали не только особое мировоззрение, но и реальную близость двух цивилизаций. Эта близость зародилась при Петре Великом в XVIII веке, была углублена при Екатерине II и достигла своего апогея в литературном творчестве Толстого, Бальзака и Достоевского. Нынешняя политическая и дипломатическая посредственность наносит удар по важной и неотъемлемой части истории. Как мне кажется, это трагедия.

— Москва обвиняет НАТО в стремлении «дестабилизировать Северную Европу» расширением активности в Прибалтике, а Запад, в свою очередь, утверждает, что Москва отправляет солдат сражаться на стороне пророссийских сепаратистов. Кто прав?

— С обеих сторон царит дух конфронтации. В такой ситуации мы возвращаемся к атмосфере холодной войны или даже к настоящей холодной войне. Происходит словесная эскалация, которая может перерасти в военную. По счастью, как и во времена холодной войны, атомное оружие препятствует прямой конфронтации.

— Украинское правительство и пророссийские сепаратисты смогли заключить несколько соглашений о прекращении огня на востоке Украины. Разве это не признак снижения накала страстей?

— Не стоит относиться к этому перемирию слишком серьезно. Настоящая проблема Украины связана с ее катастрофическим положением в экономическом плане. Ей прямо сейчас необходимо 35 миллиардов. А если мы хотим подтянуть эту страну до восточноевропейских стандартов, это обойдется вдвое дороже объединения Германии, то есть в 300 миллиардов евро. С учетом нынешнего экономического кризиса в Европе эту проблему никак не удастся решить без помощи России. Именно поэтому Европе нужно забыть о санкциях против России и вернуться за стол переговоров.