КЛЕРМОНТ — Всегда непросто отличить дипломатическую риторику от официальной политики. Но их особенно сложно различать в Китае, где действия правительства так часто не соответствуют его заявлениям. Учитывая это, стоит задаться вопросом, является ли последний лозунг китайских чиновников — «Азия для азиатов» — всего лишь националистическим позерством для внутреннего потребления или же это сигнал предстоящего подлинного политического сдвига.
Наиболее авторитетная отсылка к «Азии для азиатов» произошла в мае во время вступительного слова председателя КНР Си Цзиньпина на Конференции по взаимодействию и мерам укрепления доверия в Азии. В своем выверенном заявлении Си изложил видение Китая по вопросу создания новой региональной системы безопасности — в которой, как предполагает слоган, у руля стоят азиаты.
Согласно словам Си, на фундаментальном уровне «именно народы Азии должны руководить делами Азии, решать проблемы Азии и поддерживать безопасность Азии». К счастью, он заявил, что они имеют «возможности и мудрость», чтобы на основе сотрудничества построить мир и безопасность в регионе.
Подобное видение, разумеется, влечет за собой перестройку азиатской структуры безопасности и резко снижает роль Соединенных Штатов. Действительно, Си неявно критиковал существующую структуру безопасности, где доминируют США, говоря, что, она застряла в Холодной войне, и охарактеризовал «военный альянс, направленный на третью сторону», как «не способствующий поддержанию общей безопасности». После той речи чиновники нижнего звена и китайские СМИ не раз демонстрировали свою приверженность этой линии.
На первый взгляд это видение кажется вполне разумным; в конце концов, большинство стран предпочитают управлять внутренними и региональными делами без вмешательства внешних сил. Однако заявление Си отмечает значительный отход Китая от своей давней позиции о наличии Америки в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
После американо-китайского сближения, которое произошло четыре десятилетия назад, Китай сохранял намеренно двойственное отношение к роли Америки в качестве гаранта безопасности в Азии. Прагматичные лидеры Китая знали, что присутствие США помогало сдерживать Советский Союз (а затем и Россию), удержало Японию от перевооружения и помогало держать открытыми все морские пути. Они также понимали, что им не хватало мощи, чтобы бросить вызов системе безопасности во главе с США или предложить реальную альтернативу.
Но ситуация может меняться. Хотя некоторые аналитики по-прежнему убеждены, что линия Си «Азия для азиатов» является лишь пустой попыткой укрепить свою позицию среди националистов, не менее убедительные аргументы можно привести и в пользу того, что она означает подлинное изменение политики. Пока аргумент не является исчерпывающим, его не следует снимать со счетов.
Наиболее убедительные доказательства готовности Си бросить вызов существующему порядку находятся в экономической сфере. В частности, Китай создал новые институты развития, Азиатский банк инвестиций в инфраструктуру и новый Фонд Шелкового пути, в которые он будет направлять десятки миллиардов долларов — явно мешая создавать многосторонние институты под управлением Запада.
Однако на фронте безопасности Китай добился гораздо меньших успехов на пути воплощения в реальность своего видения «Азия для азиатов». Несомненно, он получил некоторые военные возможности для сдерживания США от вмешательства в дела в районе Тайваньского пролива или Южно-Китайского моря, а также улучшил свое сотрудничество в области безопасности с Россией и странами Центральной Азии через Шанхайскую организацию сотрудничества. Однако такие скромные успехи более чем нивелируются регрессом в области безопасности, который Китай получил в результате своей настырности в региональных территориальных спорах.
Действительно, после многих месяцев все более решительных демонстраций военной мощи — в первую очередь, одностороннего провозглашения зоны идентификации ПВО, которая покрыла большую полосу Южно-Китайского моря, включая спорные территории — связи Китая с Японией ослабли как никогда прежде. А обеспокоенные страны Юго-Восточной Азии умоляли США остаться в регионе в качестве противовеса Китаю.
В основе слогана «Азия для азиатов» может лежать вера Китая в то, что США, а не его собственное поведение, виноваты в неповиновении его соседей. Некоторые китайские стратеги считают, что США используют азиатские государства, в том числе Японию, Вьетнам и Филиппины, в качестве пешек для сдерживания Китая. Если эта перспектива возобладает в ходе внутренних политических дебатов, китайские лидеры, и в том числе Си, могут прийти к роковому выводу, что, в конечном счете, присутствие Америки в системе безопасности Азии напрямую угрожает китайским интересам и должно быть устранено.
Это стало бы серьезной стратегической ошибкой, основанной на фундаментальном искажении понимания динамики безопасности в Азии. Большинство китайских соседей, включая даже Северную Корею, опасаются неограниченной гегемонии Китая — и, если присутствие США в системе безопасности будет ликвидировано, именно с этим они и столкнутся. «Азия для азиатов» станет «Азией для китайцев».
Трудно представить, что китайские политики, известные своей изощренностью и реализмом, могут реализовать стратегию, которая не только вряд ли получит поддержку среди азиатских коллег, но и гарантированно вызовет конфликт с США. Учитывая это, вполне вероятно — и мы на это надеемся — что «Азия для азиатов» останется лишь лозунгом. Действительно, Си в последнее время смягчил свое описание целей Китая, недавно сказав лидерам Коммунистической партии, что «Мы должны увеличить мягкую мощь Китая, сформировав положительную риторику о Китае и лучшее послание Китая для всего мира».
Однако даже в качестве риторики фраза «Азия для азиатов» является проблематичной в силу исторических причин. В 1930 году японские милитаристы использовали идею «сферы совместного процветания Восточной Азии» в качестве прикрытия для своих имперских амбиций и завоеваний. Лозунг широко высмеивался, особенно в Китае, за его прозрачную абсурдность.
Это может помочь объяснить вялый прием, который на этот раз получила концепция «Азии для азиатов». Самым мудрым решением для китайских лидеров было бы отказаться от этой идеи раз и навсегда.