Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пять лучших подводных лодок холодной войны

Холодная война под водой длилась более трех десятилетий, и вели ее самые современные подводные лодки, которые охотились друг за другом повсюду – от полярной ледовой шапки до восточного побережья США. Вот лучшие из лучших

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Среди трех великих кампаний подводного флота можно назвать Первую битву за Атлантику, Вторую битву за Атлантику и борьбу американских ВМС против японского торгового флота в ходе Второй мировой войны. Противники в этих сражениях вели борьбу асимметричными средствами, и подводные лодки часто вступали в бой с авиацией и с надводными кораблями сопровождения.
© Фото : U.S. Navy Среди трех великих кампаний подводного флота можно назвать Первую битву за Атлантику, Вторую битву за Атлантику и борьбу американских ВМС против японского торгового флота в ходе Второй мировой войны. Противники в этих сражениях вели борьбу асимметричными средствами, и подводные лодки часто вступали в бой с авиацией и с надводными кораблями сопровождения.

Но по-настоящему великие кампании с участием подводного флота никогда не перерастали в реальные «горячие» сражения (или почти никогда). Холодная война под водой длилась более трех десятилетий, и вели ее самые современные подводные лодки, которые охотились друг за другом повсюду — от полярной ледовой шапки до восточного побережья США. В случае настоящей войны эти субмарины должны были защищать (или топить) силы и средства ядерного сдерживания и устрашения Америки, России, Британии и Франции.

Так какими же были лучшие подводные лодки из эпохи холодной войны? В этот список мы не стали включать «бумеры», или подводные лодки с баллистическими ракетами на борту, которые по своим задачам полностью отличаются от ударных подводных лодок и строятся с иными требованиями. В рамках нашего списка мы рассмотрим субмарины, предназначенные для уничтожения других подводных лодок и надводных кораблей. Критерии должны быть вам знакомы из предыдущих статей: в какой мере эти корабли выполняли свои стратегические задачи, и по средствам ли они были строившим их странам?

Стоимость. Подводные лодки соперничают с другими боевыми средствами, обеспечивающими национальную безопасность. Если затраты на них превосходят все остальное, то они могут вытеснить другие силы и средства, необходимые государству для своей защиты.

Надежность. Когда на подводной лодке происходит авария, результаты могут оказаться катастрофическими. И встать у стенки не значит выиграть битву: застрявшая на базе лодка не может выполнить поставленную ей задачу.

Эффективность. Может ли лодка выполнить задачу? Как она смотрится на фоне других своих современников?

На фото: «Хаддо» (USS Haddo), подводная лодка типа «Пермит»/«Трешер».
Подводная лодка USS Haddo
Среди трех великих кампаний подводного флота можно назвать Первую битву за Атлантику, Вторую битву за Атлантику и борьбу американских ВМС против японского торгового флота в ходе Второй мировой войны. Противники в этих сражениях вели борьбу асимметричными средствами, и подводные лодки часто вступали в бой с авиацией и с надводными кораблями сопровождения.

Но по-настоящему великие кампании с участием подводного флота никогда не перерастали в реальные «горячие» сражения (или почти никогда). Холодная война под водой длилась более трех десятилетий, и вели ее самые современные подводные лодки, которые охотились друг за другом повсюду — от полярной ледовой шапки до восточного побережья США. В случае настоящей войны эти субмарины должны были защищать (или топить) силы и средства ядерного сдерживания и устрашения Америки, России, Британии и Франции.

Так какими же были лучшие подводные лодки из эпохи холодной войны? В этот список мы не стали включать «бумеры», или подводные лодки с баллистическими ракетами на борту, которые по своим задачам полностью отличаются от ударных подводных лодок и строятся с иными требованиями. В рамках нашего списка мы рассмотрим субмарины, предназначенные для уничтожения других подводных лодок и надводных кораблей. Критерии должны быть вам знакомы из предыдущих статей: в какой мере эти корабли выполняли свои стратегические задачи, и по средствам ли они были строившим их странам?

Стоимость. Подводные лодки соперничают с другими боевыми средствами, обеспечивающими национальную безопасность. Если затраты на них превосходят все остальное, то они могут вытеснить другие силы и средства, необходимые государству для своей защиты.

Надежность. Когда на подводной лодке происходит авария, результаты могут оказаться катастрофическими. И встать у стенки не значит выиграть битву: застрявшая на базе лодка не может выполнить поставленную ей задачу.

Эффективность. Может ли лодка выполнить задачу? Как она смотрится на фоне других своих современников?

На фото: «Хаддо» (USS Haddo), подводная лодка типа «Пермит»/«Трешер».
1 / 7
© РИА Новости Юрий Иванов / Перейти в фотобанкПодводные лодки типа «Пермит»

Большая, быстрая и бесшумная лодка класса «Пермит» была образцом для американского и британского подводного флота почти на всем протяжении холодной войны. Более совершенная и современная, она пришла на смену устаревшим подлодкам типа «Скипджек», и сразу же превратилась в шедевр подводной войны. Среди новшеств «Пермита» были мощная гидроакустическая станция, обтекаемый корпус, обеспечивающий глубокое погружение, и современная техника снижения шумности. Будучи одной из первых субмарин, предназначенных для борьбы с подводными лодками противника, «Пермит» создавал угрозу не только советским силам ядерного сдерживания, но и российским силам и средствам, предназначенным для нарушения трансатлантических коммуникаций.

Первая из 14 подводных лодок типа «Пермит» вошла в боевой состав флота в 1961 году, а последняя в 1968-м. Большинство этих лодок прослужило до конца холодной войны. Имея водоизмещение 4200 тонн, субмарина «Пермит» могла развивать скорость в 28 узлов, а также вести огонь современными торпедами и противокорабельными ракетами «Гарпун».

Головным кораблем класса «Пермит» стала лодка «Трешер», вошедшая в строй в 1961 году. 10 апреля 1963 года субмарину потеряли вместе со всем экипажем в ходе испытаний на погружение. Трагическая утрата «Трешера», который затонул после отказа некоторых систем, омрачила долгую службу остальных лодок этого класса. Но она оказалась важной в том плане, что помогла разработать стандарты безопасности и предотвратить будущие аварии. Потеря лодки «Трешер» в определенном смысле положила начало долгой истории безопасного плавания подводного флота США.

На фото: подводная лодка «Гринлинг» (USS Greenling).
Американская атомная подводная лодка Гринлинг
Подводные лодки типа «Пермит»

Большая, быстрая и бесшумная лодка класса «Пермит» была образцом для американского и британского подводного флота почти на всем протяжении холодной войны. Более совершенная и современная, она пришла на смену устаревшим подлодкам типа «Скипджек», и сразу же превратилась в шедевр подводной войны. Среди новшеств «Пермита» были мощная гидроакустическая станция, обтекаемый корпус, обеспечивающий глубокое погружение, и современная техника снижения шумности. Будучи одной из первых субмарин, предназначенных для борьбы с подводными лодками противника, «Пермит» создавал угрозу не только советским силам ядерного сдерживания, но и российским силам и средствам, предназначенным для нарушения трансатлантических коммуникаций.

Первая из 14 подводных лодок типа «Пермит» вошла в боевой состав флота в 1961 году, а последняя в 1968-м. Большинство этих лодок прослужило до конца холодной войны. Имея водоизмещение 4200 тонн, субмарина «Пермит» могла развивать скорость в 28 узлов, а также вести огонь современными торпедами и противокорабельными ракетами «Гарпун».

Головным кораблем класса «Пермит» стала лодка «Трешер», вошедшая в строй в 1961 году. 10 апреля 1963 года субмарину потеряли вместе со всем экипажем в ходе испытаний на погружение. Трагическая утрата «Трешера», который затонул после отказа некоторых систем, омрачила долгую службу остальных лодок этого класса. Но она оказалась важной в том плане, что помогла разработать стандарты безопасности и предотвратить будущие аварии. Потеря лодки «Трешер» в определенном смысле положила начало долгой истории безопасного плавания подводного флота США.

На фото: подводная лодка «Гринлинг» (USS Greenling).
2 / 7
© Фото : Royal NavyПодводные лодки класса «Суифтшюр»

Соединенные Штаты Америки и Советский Союз были главными игроками в подводной кампании холодной войны, но далеко не единственными. ВМС Британии с определенной первоначальной помощью со стороны США разработали целую серию смертоносных атомных подводных лодок, внеся очень серьезный вклад в подводный боевой потенциал НАТО. Британская субмарина Conqueror — единственная атомная подводная лодка, потопившая в гневе боевой корабль противника.

Лодки класса «Суифтшюр» были созданы на основе подводных лодок типа «Черчилль», но отличались от них существенно переработанной конструкцией корпуса и двигательной установки. Они стали первыми субмаринами, в которых использовались водометные движители, благодаря чему силовая установка стала более эффективной со сниженными шумовыми характеристиками. В увеличенном, но упрощенном корпусе удалось изменить размещение машин и механизмов, из-за чего «Суифтшюр» стала погружаться намного глубже своих предшественниц из королевских ВМС.

Имея водоизмещение 5000 тонн, эта лодка в подводном положении развивала скорость около 30 узлов. На борту субмарины размещались стандартные торпеды, а также крылатые ракеты «Гарпун» (в некоторых случаях «Томагавк»). С 1969 по 1981 год было построено шесть подводных лодок типа «Суифтшюр». Последняя субмарина этого класса была снята с вооружения в 2010 году.

У этих лодок были свои проблемы, в том числе, несколько странных случайных столкновений, недостатки конструкции и незначительные трудности с реактором. Тем не менее, они хорошо послужили королевским ВМС в противостоянии с Советами и одержали бы немало побед у Фолклендов, если бы политика не изменила ход событий.

На фото: подводная лодка класса «Суифтшюр» HMS Superb.
Подводная лодка класса «Суифтшюр» HMS Superb
Подводные лодки класса «Суифтшюр»

Соединенные Штаты Америки и Советский Союз были главными игроками в подводной кампании холодной войны, но далеко не единственными. ВМС Британии с определенной первоначальной помощью со стороны США разработали целую серию смертоносных атомных подводных лодок, внеся очень серьезный вклад в подводный боевой потенциал НАТО. Британская субмарина Conqueror — единственная атомная подводная лодка, потопившая в гневе боевой корабль противника.

Лодки класса «Суифтшюр» были созданы на основе подводных лодок типа «Черчилль», но отличались от них существенно переработанной конструкцией корпуса и двигательной установки. Они стали первыми субмаринами, в которых использовались водометные движители, благодаря чему силовая установка стала более эффективной со сниженными шумовыми характеристиками. В увеличенном, но упрощенном корпусе удалось изменить размещение машин и механизмов, из-за чего «Суифтшюр» стала погружаться намного глубже своих предшественниц из королевских ВМС.

Имея водоизмещение 5000 тонн, эта лодка в подводном положении развивала скорость около 30 узлов. На борту субмарины размещались стандартные торпеды, а также крылатые ракеты «Гарпун» (в некоторых случаях «Томагавк»). С 1969 по 1981 год было построено шесть подводных лодок типа «Суифтшюр». Последняя субмарина этого класса была снята с вооружения в 2010 году.

У этих лодок были свои проблемы, в том числе, несколько странных случайных столкновений, недостатки конструкции и незначительные трудности с реактором. Тем не менее, они хорошо послужили королевским ВМС в противостоянии с Советами и одержали бы немало побед у Фолклендов, если бы политика не изменила ход событий.

На фото: подводная лодка класса «Суифтшюр» HMS Superb.
3 / 7
© CC0 / Public DomainПодводные лодки типа 209

Не каждый флот может позволить себе современные атомные ударные субмарины. Однако подводные лодки решают задачи стратегического характера, и не каждой великой лодке обязательно быть на уровне Porsche. Немецкие подводные лодки типа 209, которые начали строить в 1971 году, стали таким стратегическим ответом для многих флотов в годы холодной войны, и они по сей день находятся в строю.

По понятным причинам в конце Второй мировой войны строительство немецких подводных лодок остановилось. Хотя лодки типа XXI задали стандарты для субмарин послевоенного периода, ограничения правового характера мешали Восточной и Западной Германии строить любые подводные лодки в первом десятилетии холодной войны. После нескольких разработок, которые имели то никакой, то весьма скромный успех, компания Howaldtswerke-Deutsche Werft создала лодки типа 209 на экспорт.

Дизель-электрическая подводная лодка типа 209 имеет водоизмещение от 1200 до 1800 тонн (в зависимости от серии) и подводную скорость 23 узла. На вооружении она имеет торпеды и противокорабельные ракеты, такие как «Гарпун». Базовая конструкция корпуса оказалась удивительно гибкой, что позволило создать целую серию вариантов подводной лодки, предназначенных для решения разных задач. Тип 209 предлагает маленьким ВМС жизнестойкий вариант подводной лодки, а также возможность создавать угрозу для надводных сил гораздо более крупных и мощных флотов.

С 1971 года лодки типа 209 поступили на вооружение ВМС 13 стран. 59 из них продолжают нести службу, а на 2016 год запланирована поставка двух таких субмарин в Египет. Тот факт, что эти лодки остаются на вооружении такого большого количества флотов, где очень разные условия обслуживания и ремонта, свидетельствует о высокой степени надежности и долговечности первоначальной конструкции.

На фото: подводная лодка типа 209 SAS Charlotte Maxeke (S102) ВМФ ЮАР и британский фрегат HMS Portland.
Подводная лодка типа 209 SAS Charlotte Maxeke (S102) ВМФ ЮАР и британский фрегат HMS Portland
Подводные лодки типа 209

Не каждый флот может позволить себе современные атомные ударные субмарины. Однако подводные лодки решают задачи стратегического характера, и не каждой великой лодке обязательно быть на уровне Porsche. Немецкие подводные лодки типа 209, которые начали строить в 1971 году, стали таким стратегическим ответом для многих флотов в годы холодной войны, и они по сей день находятся в строю.

По понятным причинам в конце Второй мировой войны строительство немецких подводных лодок остановилось. Хотя лодки типа XXI задали стандарты для субмарин послевоенного периода, ограничения правового характера мешали Восточной и Западной Германии строить любые подводные лодки в первом десятилетии холодной войны. После нескольких разработок, которые имели то никакой, то весьма скромный успех, компания Howaldtswerke-Deutsche Werft создала лодки типа 209 на экспорт.

Дизель-электрическая подводная лодка типа 209 имеет водоизмещение от 1200 до 1800 тонн (в зависимости от серии) и подводную скорость 23 узла. На вооружении она имеет торпеды и противокорабельные ракеты, такие как «Гарпун». Базовая конструкция корпуса оказалась удивительно гибкой, что позволило создать целую серию вариантов подводной лодки, предназначенных для решения разных задач. Тип 209 предлагает маленьким ВМС жизнестойкий вариант подводной лодки, а также возможность создавать угрозу для надводных сил гораздо более крупных и мощных флотов.

С 1971 года лодки типа 209 поступили на вооружение ВМС 13 стран. 59 из них продолжают нести службу, а на 2016 год запланирована поставка двух таких субмарин в Египет. Тот факт, что эти лодки остаются на вооружении такого большого количества флотов, где очень разные условия обслуживания и ремонта, свидетельствует о высокой степени надежности и долговечности первоначальной конструкции.

На фото: подводная лодка типа 209 SAS Charlotte Maxeke (S102) ВМФ ЮАР и британский фрегат HMS Portland.
4 / 7
© РИА Новости Юрий Кавер / Перейти в фотобанкПроект 949

Подводные лодки проекта 949 (Oscar в натовской классификации) стали советским апогеем в разработке субмарин с крылатыми ракетами, которые начинались с лодок проекта 675 (Echo) и 670 (Charlie). Первые «Оскары» поступили на вооружение в 1981 году и сразу бросили серьезный вызов западным конструкторам и стратегам из ВМС. Эти лодки, предназначенные для уничтожения кораблей, могли наносить удары по авианосным соединениям НАТО своими ракетами «Гранит» комплекса П-700 на расстоянии до 300 миль. В связи с этим американским противолодочным кораблям пришлось расширить площадь патрулирования, и в новых условиях атака могла начаться с неожиданного направления. Ракета «Гранит» с неядерное боеголовкой вполне могла частично повредить цель. А оснащенная ядерным боезарядом, она могла причинить массу неприятностей целому авианосному ударному соединению.

И лодки проекта 949 были огромные. Имея водоизмещение 16500 тонн, они в подводном положении могли идти ходом 32 узла. На борту такой лодки имелось 24 ракеты «Гранит», а также целый рой торпедного вооружения.

Соединенные Штаты и Великобритания со временем последовали примеру русских, но вместо вооружения крылатыми ракетами специально создаваемых для этих целей лодок, они стали модифицировать ракеты, чтобы их можно было запускать с атомных ударных субмарин обычной конструкции. Позднее у лодок класса «Лос-Анджелес» появились специальные шахты для крылатых ракет, из-за чего они превратились из обычных атомных подводных лодок в атомные субмарины с крылатыми ракетами на борту (до того, как четыре «бумера» класса «Огайо» были модифицированы для пуска крылатых ракет). Крылатые ракеты чаще всего применяются для уничтожения наземных целей, а не для ударов по кораблям, и их пуски с американских субмарин в ряде недавних конфликтов показали, насколько они эффективны.

До окончания холодной войны Советы построили только пять подлодок проекта 949, и еще восемь было сделано позже. Одна из них, «Курск», погибла в результате одной из самых ужасных аварий в истории подводного плавания. Сегодня несколько субмарин этого проекта остаются в составе российского флота.

На фото: подводная лодка проекта 949.
Атомная подводная лодка того же класса, что и «Курск»
Проект 949

Подводные лодки проекта 949 (Oscar в натовской классификации) стали советским апогеем в разработке субмарин с крылатыми ракетами, которые начинались с лодок проекта 675 (Echo) и 670 (Charlie). Первые «Оскары» поступили на вооружение в 1981 году и сразу бросили серьезный вызов западным конструкторам и стратегам из ВМС. Эти лодки, предназначенные для уничтожения кораблей, могли наносить удары по авианосным соединениям НАТО своими ракетами «Гранит» комплекса П-700 на расстоянии до 300 миль. В связи с этим американским противолодочным кораблям пришлось расширить площадь патрулирования, и в новых условиях атака могла начаться с неожиданного направления. Ракета «Гранит» с неядерное боеголовкой вполне могла частично повредить цель. А оснащенная ядерным боезарядом, она могла причинить массу неприятностей целому авианосному ударному соединению.

И лодки проекта 949 были огромные. Имея водоизмещение 16500 тонн, они в подводном положении могли идти ходом 32 узла. На борту такой лодки имелось 24 ракеты «Гранит», а также целый рой торпедного вооружения.

Соединенные Штаты и Великобритания со временем последовали примеру русских, но вместо вооружения крылатыми ракетами специально создаваемых для этих целей лодок, они стали модифицировать ракеты, чтобы их можно было запускать с атомных ударных субмарин обычной конструкции. Позднее у лодок класса «Лос-Анджелес» появились специальные шахты для крылатых ракет, из-за чего они превратились из обычных атомных подводных лодок в атомные субмарины с крылатыми ракетами на борту (до того, как четыре «бумера» класса «Огайо» были модифицированы для пуска крылатых ракет). Крылатые ракеты чаще всего применяются для уничтожения наземных целей, а не для ударов по кораблям, и их пуски с американских субмарин в ряде недавних конфликтов показали, насколько они эффективны.

До окончания холодной войны Советы построили только пять подлодок проекта 949, и еще восемь было сделано позже. Одна из них, «Курск», погибла в результате одной из самых ужасных аварий в истории подводного плавания. Сегодня несколько субмарин этого проекта остаются в составе российского флота.

На фото: подводная лодка проекта 949.
5 / 7
© CC0 / Public DomainПроект 971 «Щука-Б» (Akula)

Соединенные Штаты почти на всем протяжении холодной войны обладали техническими и конструкторскими преимуществами, что позволяло их подводным лодкам действовать намного тише и незаметнее советских субмарин. Благодаря техническим новшествам и промышленным технологиям для ВМС США удавалось создавать подводные лодки с передовыми системами снижения шумности. СССР отвечал на это массой и масштабами, строя лодки большего размера и в больших количествах.

Советская разведка также старалась выровнять шансы. Плоды труда шпионской сети Уокера (дежурный офицер связи штаба командующего подводным флотом США в атлантическом регионе, агент внешней разведки СССР — прим. пер.) и продукция компании Toshiba (у нее СССР закупил партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность субмарин — прим. перев.) дали целый ряд полезных преимуществ нескольким типам советских подлодок, но «Щука-Б» выиграла от этого больше всех остальных. Она стала первой советской субмариной, способной составить американским лодкам конкуренцию по шумности, и согласно имеющейся информации, ни в чем не уступала классу «Лос-Анджелес» на большинстве скоростей. Имея водоизмещение 8000 тонн, «Щука-Б» превосходила лодки типа «Лос-Анджелес» по скорости и вооружению. Она развивала скорость до 35 узлов и несла на борту более разнообразное ракетное и торпедное вооружение.

Имея стальной корпус (в отличие от своих предшественниц «Барракуды» и «Лиры»), «Щука-Б» оказалась более экономичной, улучшив при этом все необходимые характеристики для выполнения поставленных задач, что большая редкость для современных систем вооружений. До окончания холодной войны в боевой состав флота вошли пять лодок 971-го проекта, а всего на вооружении ВМФ СССР и России их было 15. Девять остаются в строю, а еще одна сдана в аренду ВМС Индии.

На фото: подводная лодка К-322 «Кашалот».
Подводная лодка К-322 «Кашалот»
Проект 971 «Щука-Б» (Akula)

Соединенные Штаты почти на всем протяжении холодной войны обладали техническими и конструкторскими преимуществами, что позволяло их подводным лодкам действовать намного тише и незаметнее советских субмарин. Благодаря техническим новшествам и промышленным технологиям для ВМС США удавалось создавать подводные лодки с передовыми системами снижения шумности. СССР отвечал на это массой и масштабами, строя лодки большего размера и в больших количествах.

Советская разведка также старалась выровнять шансы. Плоды труда шпионской сети Уокера (дежурный офицер связи штаба командующего подводным флотом США в атлантическом регионе, агент внешней разведки СССР — прим. пер.) и продукция компании Toshiba (у нее СССР закупил партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность субмарин — прим. перев.) дали целый ряд полезных преимуществ нескольким типам советских подлодок, но «Щука-Б» выиграла от этого больше всех остальных. Она стала первой советской субмариной, способной составить американским лодкам конкуренцию по шумности, и согласно имеющейся информации, ни в чем не уступала классу «Лос-Анджелес» на большинстве скоростей. Имея водоизмещение 8000 тонн, «Щука-Б» превосходила лодки типа «Лос-Анджелес» по скорости и вооружению. Она развивала скорость до 35 узлов и несла на борту более разнообразное ракетное и торпедное вооружение.

Имея стальной корпус (в отличие от своих предшественниц «Барракуды» и «Лиры»), «Щука-Б» оказалась более экономичной, улучшив при этом все необходимые характеристики для выполнения поставленных задач, что большая редкость для современных систем вооружений. До окончания холодной войны в боевой состав флота вошли пять лодок 971-го проекта, а всего на вооружении ВМФ СССР и России их было 15. Девять остаются в строю, а еще одна сдана в аренду ВМС Индии.

На фото: подводная лодка К-322 «Кашалот».
6 / 7
© CC0 / Public DomainЗаключение

К счастью, проектные решения подводных лодок времен холодной войны так и не прошли испытание боем. Тем не менее, долгая и тихая борьба привела к возникновению технических новшеств в целом ряде стран. Многие лодки, спроектированные и построенные во время холодной войны, до сих пор остаются на вооружении, а разработанные проекты будут и впредь направлять конструкторскую мысль во всем обозримом будущем.

Роберт Фарли — адъюнкт-профессор Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce). В сферу его научных интересов входят вопросы национальной безопасности и военной доктрины.

На фото: подводная лодка проекта 971 «Щука-Б».

Подводная лодка проекта 971 «Щука-Б»
Заключение

К счастью, проектные решения подводных лодок времен холодной войны так и не прошли испытание боем. Тем не менее, долгая и тихая борьба привела к возникновению технических новшеств в целом ряде стран. Многие лодки, спроектированные и построенные во время холодной войны, до сих пор остаются на вооружении, а разработанные проекты будут и впредь направлять конструкторскую мысль во всем обозримом будущем.

Роберт Фарли — адъюнкт-профессор Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce). В сферу его научных интересов входят вопросы национальной безопасности и военной доктрины.

На фото: подводная лодка проекта 971 «Щука-Б».

7 / 7