От грузинских ночных застолий Сталина до педантичного вегетарианства Гитлера — в своей новой книге «Обед диктатора: Дурные манеры или руководство по ублажению тиранов» (Dictators’ Dinners: A Bad Taste Guide to Entertaining Tyrants) Виктория Кларк (Victoria Clark) и Мелисса Скотт (Melissa Scott) раскрывают тайны этих людей.
Как отец маленького ребенка могу вам сказать, что между невротическим расстройством питания и манией величия проходит очень тонкая грань. Более того, обобщив кулинарные рецепты и слухи о пищевых пристрастиях великих тиранов ХХ века, авторы новой книги утверждают, что такая грань вряд ли существует вообще.
Конечно же, трудно сказать, где здесь истина — то ли абсолютная власть способствует тому, что люди едят все, что взбредет им в голову, или же связанные с едой детские истерики со временем естественным образом превращаются в деспотизм. Так или иначе, но эти двое, кажется, друг другу под стать. Конечно, когда читаешь об их кулинарных пристрастиях, трудно удержаться от ощущения, что теперь легче понять этих людей, которые управляли своим народом с такой жестокостью. Например, как утверждают авторы книги, несмотря на заявления о своем умеренном и здоровом питании, Саддам Хуссейн (Saddam Hussein) очень долго боролся с избыточным весом, вызванным пристрастием к конфетам Quality Street (наборы шоколадных конфет, выпускаемые компанией Nestlé — прим. пер.), «которыми, как вспоминают многие бывшие гости, угощали за столом». Вам, наверное, интересно, смог ли Саддам, прячась в своем тайнике, наконец, вволю наесться найденными у него батончиками «Баунти» и «Марс»?
Более того, вам кажется, что можно довольно легко разделить тиранов на конченных обжор и тех, кто помешан на здоровье. В первой группе мы видим Тито, Мобуту, Иди Амина и Сталина, которые использовали бесконечные застолья чуть ли не как оружие против своих подчиненных и соратников по управлению страной. Грузинские деликатесы вроде сациви — теплого блюда из курятины с грецкими орехами — было принято подавать по распоряжению тамады, который следил за тем, чтобы собравшиеся за столом пили, не сбавляя темпа, иногда до 5 часов утра. После одной из таких пирушек Хрущев обмочил постель, а Тито вырвало, и он испачкал пиджак. Не выдержал даже тайный алкоголик Черчилль, который в 1942 году обнаружил, то сладкое красное вино хванчкара — не его напиток. Не знаю, важно это или нет, но одним из поваров Сталина был Спиридон Путин — дед Владимира Путина.
И как такому человеку, как Антонио Салазар, удалось выдержать одно из таких застолий, трудно представить. Этот португальский диктатор отличался крайним аскетизмом — он ел на обед только уху из рыбьих потрохов, и никогда не мазал хлеб маслом. Известно, что Моаммар Каддафи, человек, олицетворявший другую крайность, страдал метеоризмом, вероятно из-за того, что любил пить питательное верблюжье молоко. Тот же недуг беспокоил и Гитлера, при этом фюрер никак не мог понять, чем это вызвано. По мнению Кларк и Скотт, его знаменитое (хотя и бессистемное) вегетарианство отчасти было тактическим ходом, с помощью которого он пытался унять свой кишечник. Что же до Каддафи, он нисколько не смущался по поводу метеоризма, и это может подтвердить Джон Симпсон (John Simpson, британский журналист — прим. пер.).
Для диктаторов паранойя, конечно же, профессиональный недуг, и она незамедлительно сказывается на меню. Всякий раз, когда Чаушеску ехал за границу, он брал с собой личного химика с портативной лабораторией, чтобы тот делал анализ еды, которую ему подавали — вот уж поистине излишняя перестраховка, учитывая то, что румынский диктатор брал с собой еще и личных поваров. На правительственных банкетах Чаушеску просто сбрасывал еду с тарелки на пол как можно незаметнее и ногой отбрасывал «улики» подальше от себя. Думаю, никто из родителей не удивится — всем ясно, где диктатор научился таким фокусам.