Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Когда нефть становится опционной

Не являемся ли мы свидетелями начала конца продолжительного и тиранического господства нефти?

© Fotolia / Mauro RodriguesНефтеперерабатывающий завод
Нефтеперерабатывающий завод
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нефть как транспортное горючее будет использоваться еще несколько десятилетий. Но нефть как неустойчивое монопольное топливо в настоящее время уже является одной из многочисленных опций. У нас есть выбор: электромобили или машины на природном газе, а также общественный транспорт, позволяющий отказаться от автомобиля. Мы можем оставить в прошлом нефтяную тиранию.

На фоне сумятицы в двух крупнейших нефтедобывающих регионах — в России и в Персидском заливе — цена на нефть упала со 110 долларов, какой она была летом, до менее 70 долларов на прошлой неделе. Объяснений такого падения много — начиная от переизбытка нефти на рынке из-за увеличения добычи сланцевой нефти в Соединенных Штатах до заговора саудитов, смысл которого состоит в том, чтобы сделать американскую сланцевую нефть нерентабельной с помощью снижения цен.

В волатильности цен на нефть нет ничего нового. Главная ее динамика вполне определилась — глобальная экономика движется по американским горкам, где цены на сырую нефть резко колеблются в пределах от трудного уровня в 125 долларов за баррель до все еще болезненного показателя в 60 — 70 долларов за баррель. Однако за последние два года цены стабилизировались в диапазоне от 90 до 110 долларов за баррель. Но прошлым летом нефть начала свое стремительное падение.

Этот обвал во многом связан со спросом и предложением в Северной Америке. В Соединенных Штатах производство сланцевой нефти с 2010 года увеличилось на 3,6 миллиона баррелей в день. Канада добавила свои 1,5 миллиона баррелей в день, извлекаемые из нефтяных песков. В то же самое время потребление в Соединенных Штатах сократилось на 3,3 миллиона баррелей в день (коррекция в соответствии с экономическим ростом). Новые автомобили стали на 25% более экономичными, чем модели пятилетней давности, и, кроме того, молодые американцы стали меньше ездить.

Семь лет назад нефтяные компании, мечтавшие о том, что увеличение спроса доведет цены до уровня 150 долларов за баррель, не скупились на инвестиции. Новые скважины в Арктике, Центральной Азии и расположенные в глубинах океана месторождения разочаровывают и дают слишком мало нефти в обмен на слишком большие инвестиции. Тем не менее на них начинают добывать нефть. Тем временем на рынок вернулась ливийская нефть и продолжает поступать черное золото из Персидского залива, несмотря на Исламское государство и гражданскую войну в Сирии. В других местах предложение также выросло, в то время как глобальное потребление нефти оказалось меньше на 5 миллионов баррелей в день в сравнении с оценками 2007 года.

По данным Международного энергетического агентства, примерно 2,6 баррелей нефти в день в настоящее время, если использовать инвестиционные термины, «оказались на мели» — цены находятся на слишком низком уровне и не могут возместить затраченный на добычу капитал. Но поскольку большая часть этих затрат снизилась, даже неприбыльная сырая нефть продолжает выбрасываться на рынок. Тем временем Иран, Ирак и Венесуэла отчаянно нуждаются в производстве большего количества нефти для наполнения своих бюджетов.

Враждебность саудитов в отношении Ирана сделала слишком сложным для ОПЕК достижение договоренности о сокращении производства. Даже саудовцы потеряют деньги, если они в одностороннем порядке сократят добычу. (Если производство обходится вам всего в 30 долларов за баррель, то у вас получается неплохой доход даже при цене в 60 долларов за баррель). В России введенные санкции могут замедлить разработку арктических месторождений, однако существующие там скважины способны работать еще много лет.

Вместе с тем добыча сланцевой нефти в Соединенных Штатах движется по другой траектории. В отличие от обычных месторождений, которые находятся в эксплуатации в течение долгого периода времени, сланцевые скважины истощаются в течение трех лет. На определенном ценовом уровне — дном, возможно, будет показатель 65 долларов за баррель — разработка с использованием фрекинга становится менее привлекательной, чем добыча природного газа в сланцевой формации Марселлус (Marcellus). И некоторые аналитики предупреждают, что те мусорные облигации, которые поддержали буровой бум в Соединенных Штатах, в настоящее время представляют собой угрозу для рынков.

Нынешняя ситуация наиболее близка к свободному рынку нефти в сравнении с предыдущими годами. ОПЕК не занимается организацией обвала цен, он просто отказывается действовать как картель и защищать искусственно высокие цены. Результат оказывается весьма неприятным для производителей.

Может ли дешевая нефть быть устойчивой? Наверное, нет. По мере замедления производства сланцевой нефти в Соединенных Штатах и ускорения глобальной экономики спрос на нефть в конечном счете превысит предложение. На рынке не появится очень много нефти из новых нефтеносных песков или из глубоководных скважин. Международное энергетическое агентство предупреждает: если цены на нефть не преодолеют планку в 100 долларов за баррель, то в таком случае даже страны ОПЕК не смогут инвестировать достаточного количества средств в добычу для обеспечения надежного предложения через десять лет. Консалтинговая компания HIS Cera предупреждает — цены на нефть могут быть выше 140 долларов за баррель.

Это один сценарий. А вот другой — сегодня лишь небольшая часть автомобилей в Соединенных Штатах отвечают новым федеральным стандартам в области экономии горючего. В 2025 году, когда все автомобили будут соответствовать установленным стандартам, потребление бензина в Соединенных Штатах сократится еще на 20%. Европейский Союз, Китай и Индия недавно одобрили более жесткие стандарты в области топлива. Если администрация Обамы одобрит амбициозные планы в области экономии горючего, то и другие рынки начнут двигаться в том же направлении.

Сокращение поездок также может иметь долгосрочный характер, и многие в автомобильной индустрии воспринимают это не как случайность, а как глобальный переход на понижающую передачу. В Соединенных Штатах, а также во всем остальном мире молодые люди занимаются поисками более городского стиля жизни с меньшей зависимостью от автомобиля. А если они и садятся за руль, то все большее используют электромобили, которыми уже дешевле владеть и использовать в тех штатах, где автомобильные компании предоставляют наилучшие условия для лизинга. Основному количеству грузовиков для дальних перевозок, включая автотранспорт компании FedEx, предстоит переход с дизельного топлива на природный газ.

Если крупные импортеры нефти — Китай, Европа, Индия, Япония и Соединенные Штаты — будут более активно разрушать монополию нефти как транспортного горючего, глобальное потребление будет падать даже в благоприятные времена, что приведет к образованию добродетельного круга: сокращение цены до 60 долларов за баррель со 120 долларов за баррель означает наличие триллиона долларов для бурного экономического роста стран-импортеров нефти.

Наибольший риск связан с самоуспокоенностью. Когда цены намного выше 100 долларов, государства и потребители могут прийти к ошибочному выводу о том, что нефть является надежным монопольным горючим, что у нас нет реальной необходимости создавать инфраструктуру для электромобилей или для машин, работающих на природном газе, и что постоянный прогресс в области экономии топлива является слишком затратным. Подобный подход имел бы разрушительные последствия для глобального благосостояния, климата и геополитики. (Было бы особенно глупо укреплять позиции Владимира Путина именно в тот момент, когда более дешевая нефть его обезвреживает). Вместо этого нам необходимо больше таких инициатив как принятый в Калифорнии стандарт топлива с низким содержанием углерода для того, чтобы ускорить переход от нефтяной зависимости даже в тот момент, когда нефть становится дешевле.

Нефть как транспортное горючее будет использоваться еще несколько десятилетий. Но нефть как неустойчивое монопольное топливо в настоящее время уже является одной из многочисленных опций. Все зависит от нас: у нас есть выбор — электромобили или машины на природном газе, а также общественные транспортные системы, которые делают машины ненужными в густонаселенных районах. Мы можем отцепить экономический рост от нефти, сделав наш климат более стабильным, а наши экономики — более богатыми. Мы можем оставить в прошлом нефтяную тиранию.