На корме развевается национальный флаг Японии. Мы находимся в 170 километрах от архипелага Сенкаку, вблизи которого китайские корабли продолжают нарушать морские границы Японии. Управление безопасности на море, которое располагается на острове Исигаки, находится на передовой обороны островов Сенкаку. Команда быстроходного патрульного катера, стоящего на якоре, не расслабляется ни на минуту: они должны быть готовы выдвинуться в любое время суток.
«Мы должны быть на месте происшествия как можно быстрее, но поскольку катер легкий, его сильно трясет. Некоторых даже укачивает», — говорит один из представителей управления. Катер из легкосплавных металлов разгоняется до 50 километров в час, однако скоростью все не решишь: на границе силам самообороны приходится сталкиваться с неординарными задачами.
С палубы, на которой установлен 30-миллиметровый пулемет и водяная пушка, мы видим два патрульных катера. Они называются «Вакаса» и «Этомо». Их направили для поддержки из городов Майдзуру (округ Киото) и Отару (остров Хоккайдо).
Управлению безопасности на море приходится работать по нескольким направлениям: вблизи островов Огасавара, где китайские рыболовные суда занимаются незаконной рыбной ловлей, а также необходимо обеспечивать безопасность вод вблизи Хоккайдо и Такэсима.
К 2015 году управление безопасности Сенкаку должно получить десять патрульных кораблей. 3 декабря в управление поступил новый катер «Кабира». Всего здесь будут работать 600 человек, однако один из сотрудников, уставившись на линию горизонта, недовольно ворчит: «У нас говорят, что на корабле нужно прослужить минимум десять лет. Мы не получаем сразу готовые кадры. Даже если нас обеспечат большим количеством катеров, не будет хватать людей».
Около восьми утра в порту Исигаки разгружают рыболовное судно, груженое желтоперым тунцом. Его недавно выловили недалеко от острова Хатэрумадзима, который расположен к югу от острова Исигаки.
Окрестности Сенкаку, где протекает течение Куросио, называют «морем сокровищ», однако сейчас регион превратился в «море опасности», где часто появляются китайские корабли. Японские суда практически не рыбачат вблизи Сенкаку.
В ноябре прошлого года китайское правительство в одностороннем порядке установило в Восточно-Китайском море опознавательную зону противовоздушной обороны, захватив часть воздушного пространства над Сенкаку. Капитан рыболовного судна Кодзи Дзава (53, Koji Zawa) недовольно говорит о том, что в последнее время не выходит в сторону Сенкаку, поскольку неизвестно, что там может произойти.
Рыбак Косэй Ситадзи (45, Kosei Shitaji) возмущен тем, что ничего не меняется, несмотря на то, что китайские суда поставили под угрозу весь местный промысел.
В сентябре 2012 года архипелаг был национализирован японскими властями, причем когда администрация Токио выступила с предложением о покупке островов, в казну города со всей страны поступило 1,5 миллиарда йен пожертвований.
Если бы была выработана детальная программа использования этих денег, то их бы доверили государству, и в марте 2015 года появился бы соответствующий фонд, однако пожертвования так до сих пор и лежат мертвым грузом.
Местные рыбаки просят о постройке портов и сооружений связи, однако ничего не предпринимается.
Есть и такие, кто недоволен японско-тайванским соглашением о рыболовстве, которое было подписано в апреле прошлого года. «Такое соглашение лучше расторгнуть. Складывается впечатление, что мы отдали все наши районы рыбного промысла», — не скрывает свое возмущение капитан одного из судов Таку Хакамада (31).
Тайваньские корабли получили возможность вести промысел в исключительной экономической зоне Японии, в результате чего участились случаи, когда тайваньские рыбаки срезают японские рыболовные сети. Соглашение должно было укрепить связи с Китаем и Тайванем, однако рыбаки из Исигаки этим договором недовольны.
В ноябре состоялась встреча между лидерами Китая и Японии. Женщина, работающая в кафе на острове Исигаки, так комментирует эту встречу: «Сегодня Китай говорит одно, а завтра - другое. Он часто врет».
Председатель Оборонной ассоциации «Яэяма», поддерживающей деятельность сил самообороны, Ёси Мики (72, Yoshi Miki) заявляет: «Многие считают, что Китай не стоит тревожить, но ведь он тревожит нас. К системе обеспечения безопасности Японии есть вопросы».
Необходимо охранять морское пространство и ресурсы Японии не только вблизи Сенкаку. Острова Огасавара составляют 30% японской исключительной экономической зоны, однако их охраняет всего лишь один патрульный корабль водоизмещением пять тонн.
Сейчас Японии необходимо выбрать свой путь и решить множество задач, которые перед ней стоят. Я буду освещать ситуацию на местах, размышляя о предвыборных задачах кандидатов в нижнюю палату.