Ни предыдущая «преступная» власть, ни новая «демократическая» так и не осознали главную причину, по которой с таким удовольствием абсолютно мирные жители год назад вдруг стали радикалами, вооружились горючими коктейлями и стали забрасывать ими сотрудников милиции, охраняющих админздания. Распространенная версия отказа от евроинтеграции (точнее «паузы») несостоятельна, так как этот фактор не мог вызвать настолько бурный протест. Сцена на главной площади страны появилась бы, палатки тоже, но дальше этого дело бы не дошло. Избиение студентов спровоцировало бы справедливые волнения, но не до уровня боевых действий. Тем более что на 2015-й и так намечались выборы главы государства, на которых Янукович, я уверен, проиграл бы. Почему же все произошло именно так?
Активисты Майдана, с которым я общался и общаюсь — люди абсолютно разные. Один работает на стройке, другой много лет трудится водителем, третий управляет погрузчиком на складе, четвертый руководит международной компанией по поставке серверного оборудования. Большинство о плюсах либо минусах евроинтеграции не задумывалось. Просто все достало. Очереди в госструктурах, отказы в поликлиниках из-за отсутствия прописки, ужасная медицина, дороги, невозможность отстоять справедливость в судах (милиции, прокуратуре) и всеобъемлющая коррупция. Дело даже не в личности Януковича — «гнойник» развивался все годы независимости, просто прорвало его именно год назад. Недовольство жителей Донбасса и Крыма «киевской» (читай центральной) властью имеет абсолютно такую же природу. Второй вопрос, что ушлые пропагандисты совместно со спецслужбами лихо обыграли его как столкновение культур, языков и регионов. На мой взгляд, общество требовало перемен, что и вылилось в массовые протесты.
Увы, спустя год после Майдана, можно уверено утверждать, что изменений к лучшему не произошло. Такие шаги, как обновление состава кабмина, Рады и люстрация привели лишь к смене одних фамилий на другие, но новые работают по тем же самым запутанным процедурам и откровенно ущербному законодательству. Политики и общественные активисты разбрасываются словом «реформы», но мало кто даже понимает того, в каком направлении стоит двигаться.
А начать нужно с переосмысления самого понятия «государство». Если сейчас это контрольно-репрессивно-регуляторная система, то в ближайшем будущем понятие «государство» должно подразумевать услугу, а мы, налогоплательщики — считать себя ее потребителями. Наши налоги — плата за такой сервис. Кстати, с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС многие украинские бизнесмены, хотя и продолжают работать на Украине, перерегистрировали компании в Германии, Польше, Словакии и других европейских странах. «Меня достали постоянные маски-шоу, необоснованные уголовные дела за якобы неуплату налогов, задержки с возвратом НДС и полный хаос», — на днях рассказал мне владелец одной из крупных ИТ-фирм. То есть, Украину саму по себе он любит, но госсервисом предпочитает пользоваться зарубежным. И его можно понять.
Шаги, которые нужно предпринять для трансформации государственной системы, чтобы сделать ее конкурентоспособной, общеизвестны. Это, прежде всего, упрощение процедур взаимодействия государства и его граждан (а также бизнеса). Сделать это просто. Достаточно просто каждого чиновника минимум раз в неделю заставить пользоваться тем сервисом, за который он отвечает. Например, начальника МРЭО регистрировать авто, а вице-премьера по региональному развитию и ЖКХ лично собирать документы на получение субсидии. Уверяю, что на 2-3 раз у каждого из них появится рабочая схема улучшения сервиса — от подачи и сбора документов по интернету, до ликвидации проблемы путем ее устранения. Например, в свое время власть ничего не смогла сделать в сфере коррупции при техосмотре авто, поэтому приняла решение его отменить. Ни один водитель в стране из-за этого не огорчился. Подобный сервисный подход нужно применять не только в отношении услуг гражданам и бизнесу, но и госструктурам для госструктур: им должно быть легко и просто взаимодействовать друг с другом.
Если государство не станет сервисным, Украина прекратит свое существование. Те же самые люди, которые штурмовали с коктейлями Молотова госструктуры в прошлом году, с не меньшим удовольствием сделают это в ближайшем будущем, причем, наплевав на возможные негативные последствия. И наоборот. В том случае, если общество будет видеть реальные перемены, ни одна внешняя сила не сможет повлиять на единство страны, изобретая противоречия и раздувая конфликты на ровном месте.