Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Таможенного союза, по сути, нет

Нам остается ждать исхода

© East News / AP Photo/PanARMENIAN, Karo SahakyanПротесты против вступления Армении в Таможенный союз в Ереване
Протесты против вступления Армении в Таможенный союз в Ереване
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Насколько я понимаю, страны друг с другом заключают договоры по поводу создания Таможенного союза, дабы внутри этого самого союза обеспечивалось свободное передвижение товаров — без таможенных границ и проверок. Это должно быть выгодно странам-членам и чисто теоретически содержит в себе большие выгоды. Но если свободного передвижения товаров нет, то о каком же Таможенном союзе идет речь?

Насколько я понимаю, страны друг с другом заключают договоры по поводу создания Таможенного союза, дабы внутри этого самого союза обеспечивалось свободное передвижение товаров — без таможенных границ и проверок. Это должно быть выгодно странам-членам и чисто теоретически содержит в себе большие выгоды. Но если свободного передвижения товаров нет, то о каком же Таможенном союзе идет речь?
 
С «нашим» Таможенным проблема возникла по той причине, что Россия, в ответ на санкции Запада, решила сама ввести санкции в отношении стран ЕС и ряда других стран, запретив импорт сельскохозяйственных продуктов из этих стран.
 
Весь вопрос в том, что если уже есть Таможенный союз, то ты не можешь принимать такое решение без сотрудничества со своими партнерами — Белоруссией и Казахстаном. Либо ты должен убедить эти страны в том, что им следует присоединиться к этим санкциям, либо объявить о том, что деятельность данного союза приостанавливается до тех пор, пока отрегулируются проблемы с Западом.
 
Теперь получилось так, что Белоруссия и Казахстан не присоединились к санкциям, и Россия вынуждена проверять на границе, в частности, белорусские товары. Если Белоруссия покупает, например, канадское мясо (которое, естественно, в результате введенного эмбарго подешевело), производит из него колбасу, продавая ее России, то эта колбаса является белорусской или канадской? Или — производит сок из польских яблок. Или — реэкспортирует именно польские яблоки. Как доказать, что яблоко является именно польским, а не белорусским? Можно, таким образом, понять, как Путина, который приказывает проверять товары и в случае подозрений не пускать их в свою страну, так и Лукашенко, который в связи с этим шагом России выражает бурное недовольство.
 
Белоруссия — это не Армения, которую Москва может склонить в любую сторону. И дело здесь вовсе не в исключительном даре или «железной воле» Лукашенко. Достаточно лишь внимательно посмотреть на карту для того, чтобы убедиться, насколько разное у нас с Белоруссией положение. Кроме России, эта страна граничит с Польшей, Украиной и Латвией. Белоруссия, таким образом, является европейской страной не «менталитетом» (да, и то, — сомнительно), но и географически, и она с трех сторон окружена «недоброжелателями» России, с которыми она не склонна портить отношения, тем более — экономические. Эта страна также имеет возможность и в политическом смысле «склониться» в направлении этих стран.
 
Лукашенко требует от Путина заплатить весьма высокую цену за свою «несклоняемость». И потребует заплатить еще больше. Другой вопрос, будет ли Путин или его приемник готов постоянно платить эту цену. Мне кажется, — нет, ибо проект наподобие Евразийского экономического союза (ЕАЭС) входит в глубокий диссонанс со здоровой дискуссией и холодным расчетом. Одних амбиций здесь недостаточно. Такая интеграция является прекрасной, но она возможна на основе определенной состоятельности интегрирующихся стран и законности в этих самых странах. Если закон не работает четко в странах-членах, то правила игры не сработают и во взаимоотношениях между государствами. Тем более, что, как я отметил уже, эти правила самовольно и единолично решает Россия и не считает должным держать об этом в курсе своих других партнеров по ТС.
 
В этих условиях, прибавив, конечно, то обстоятельство, что упомянутые три (четыре) страны не являются состоятельными, вероятность того, что возникнет желание «кинуть» друг друга, весьма велика. Так что, если Россия, кроме политических «глобальных» амбиций, поставила перед собой и сугубо прагматические экономические цели — для защиты собственного рынка, то с помощью Таможенного союза она этих целей достичь не сможет.
 
Участие Армении в этой изначально провальной программе, думаю, во всяком случае, выгоды нам не принесет никакой. Если бы все находилось в поле разумного расчета, тогда можно было бы убедить Россию в том, чтобы она «оставила нас в покое», ибо нет от нас никакой пользы. Хотя в российской элите наверняка есть люди, которые уговаривали и уговаривают Путина отказаться от этого сомнительного проекта. Но президент России, насколько я понимаю, непреклонен. В таком случае, нам остается лишь терпеливо ждать, пока проект ЕАЭС-ТС умрет «естественной смертью», и в лучшем случае превратится в клуб наподобие СНГ. Полагаю, долго ждать не придется.