Четвертый год сирийской революции близится к завершению. События, начавшиеся в 2011 году, быстро превратились в кровопролитную гражданскую войну. В результате под контролем Башара Асада остался Дамаск и полоса до Алеппо и прибрежных алавитских округов. На востоке бывшей Сирии господствует «Исламское государство», а в других районах, как, например, на сирийской части Голанских высот, закрепились повстанческие группировки.
От Сирии почти ничего не осталось, кроме разве что тройственного стратегического союза Дамаска с Тегераном и «Хезболлой». В последние годы этот альянс только укреплялся, так как по мере развития гражданской войны усиливалась зависимость Башара Асада от Ирана и от ливанской группировки.
Вряд ли Асад продержался бы до сих пор без финансовой помощи из Ирана. Но не менее важна помощь, оказанная «Хезболлой», приславшей тысячи боевиков, которые раз за разом вносили решающие вклады в победы правительственных войск. Разгромить повстанцев полностью не удалось, потери «Хезболлы» исчисляются сотнями, но зато Асад остался в своем дворце.
Иран и «Хезболла» бросились спасать Асада, потому что Сирия для них играет ключевую роль в планируемом создании шиитской оси — из Тегерана через Багдад в Дамаск, а оттуда в Бейрут. Сирия — это иранские ворота на побережье Средиземного моря и важные коммуникационные линии, по которым «Хезболла» получала десятки тысяч ракет.
Башар Асад считает себя обязанным шиитским союзникам. Ведь в последние годы США и Израиль присылали к нему эмиссаров, которые уговаривали его выйти из «оси зла», заключить мирный договор с Израилем и сблизиться с Вашингтоном. Но в момент истины США встали на сторону оппозиции, даже если и формально, а Иран пришел к нему на помощь. Альянс с Ираном и «Хезболлой» настолько прочен, что Асад готов поделиться с союзниками современным оружием, которое он получает от России. В гражданской войне от этого оружия толку нет, но, как раз за разом повторяет Израиль, «Хезболле» оно дает возможность изменить баланс сил и предоставляет группировке серьезное преимущество в будущих конфликтах.
«Хезболла», тем временем, бросила почти все ресурсы на помощь Асаду, но одновременно продолжает укреплять свои позиции на израильском направлении, будто нет войны в Сирии и будто там не гибнут сотнями ливанские боевики. В будущем столкновении с Израилем «Хезболла», по примеру ХАМАС, будет использовать ракеты и небольшие группы отлично подготовленных боевиков, которые с помощью туннелей будут проникать в израильские населенные пункты, а также нападать на солдат. Благодаря этой доктрине «Хезболла» сохранила свой арсенал на случай конфликта с Израилем, несмотря на потери. «Хезболла» сохраняет и потенциал сдерживания, считая, что Израиль воздерживается от ударов по Ливану, опасаясь ответа группировки, и вместо этого, как пишут иностранные СМИ, наносит удары по Сирии, рассчитывая, что ослабший Асад не сможет ответить.
Несмотря на гражданскую войну, Израиль по-прежнему для них враг номер один.