Институт по изучению вопросов национальной безопасности при Тель-Авивском университете провел на прошлой неделе симуляционную игру военно-политического характера со следующим сценарием: эскалация напряженности на севере страны в результате двойного теракта, направленного против военнослужащих ЦАХАЛа (несколько убитых и один захваченный солдат). Под руководством д-ра Габи Сибони, возглавляющего программу военно-стратегических исследований института, бывшие политики (Дан Меридор, Иегуда Бен-Меир), генералы в отставке, бывшие сотрудники Моссада и министерства иностранных дел вместе с представителями академических кругов рассматривали сценарий возобновления конфликта с Хизбаллой при участии Сирии, Ирана, США, России и палестинцев.
Результаты этой игры говорят о том, что тип действий Израиля в подобных конфликтах можно определить сочетанием двух противоположных факторов — сдержанностью и эскалацией. Вторжение на территорию соседнего государства и длительность военных действий не дадут необходимого эффекта, но дорого обойдутся стране (гибель солдат). Израиль будет стремиться наказать агрессора мощным и болезненным ударом, но при этом с осторожностью будет относиться к перспективе длительного конфликта и продвижения вглубь ливанской территории. Это и есть та самая комбинация двух факторов — сдержанность и эскалация.
В задачу симуляционной игры, предложенной Институтом по изучению вопросов национальной безопасности, входило содействие тем, кто принимает важные решения в Иерусалиме и Тель-Авиве. Заявленной целью мероприятия был сбор необходимого материала для выработки альтернативных решений. Проблема, однако, заключается в том, что пока неясно, кто те люди, которые будут стоять у руля государства через полгода. Правительство, главными фигурами которого будут Нетаньяху , Либерман и Беннет, либо кабинет, в котором центральную роль будут играть Герцог, Ливни и Лапид. Есть все признаки того, что шансы первой тройки с каждым днем становятся все меньше.
Несмотря на отчаянное политическое маневрирование главы правительства, эпоха Нетаньяху, по-видимому, близка к завершению. Это становится понятно также и благодаря свидетельству главы Государственного архива, д-ра Яакова Лозовика. Напомню, что Госархив находится в ведении министерства главы правительства. В последние годы это учреждение сделало достоянием общественности ряд важных исторических документов. Однако государственный архив вновь и вновь проявляет странную снисходительность к прежним руководителям правительства, словно целью этого института является сокрытие ошибок и просчетов бывших премьер-министров.
По просьбе Нетаньяху Лозовик подготовил материал, посвященный Менахему Бегину. Нетаньяху хотел узнать, что общего между действиями Бегина в период Ливанской войны и тем, как нынешний премьер руководил операцией «Нерушимая скала».
Отчет, который подготовил глава Госархива, удивил Нетаньяху. Оказывается, Бегин полагал, что «невозможно осознать заранее всю трагичность решения, связанного с отправкой солдат на верную смерть». Спустя 18 лет после своего первого избрания на пост премьер-министра Нетаньяху постиг истины, которые должны были сопровождать его на протяжение всей политической карьеры. «По твоему приказу солдаты идут в бой, участвуя в наземной операции, идут навстречу врагу, который ждет их. Часть из них наверняка погибнет. Посылать солдат в бой нужно только тогда, когда нет иного выхода. Их нужно было вернуть назад в тот момент, как закончилось выполнение поставленной задачи. Потом решим, что делать дальше. Но, прежде всего, следует вернуть солдат домой» (Менахем Бегин). Неужели раньше Нетаньяху этого не понимал? «Лидер, который не чувствует, насколько трудным является подобное решение, должен покинуть свой пост» (Менахем Бегин).
Когда Бегин понял масштабы бедствия, к которому привели его решения, он прекратил общение с внешним миром и заявил, что больше не может оставаться главой правительства. В разговоре с главой Государственного архива Нетаньяху заявил, что «минувшим летом много думал о Бегине и начал понимать его более, чем прежде». Может быть, он намекает на добровольное завершение карьеры, что позволило бы ему избежать поражения на выборах? Нельзя исключать и этот вариант. Кто-то из его соратников по партии должен объяснить Нетаньяху , что его время подошло к концу.