Москва — Владимир Путин постарается продемонстрировать бесполезность западных санкций, когда прибудет в Индию с однодневным визитом и встретится с премьер-министром Нарендрой Моди, результатом чего может стать заключение 20 крупных коммерческих контрактов.
В условиях экономических неурядиц в России, которые отчасти объясняются санкциями, Путин ищет проявления политической солидарности. Как полагают аналитики, он может добиться того, что ему нужно, хотя за это ему придется заплатить дешевой российской нефтью, выгодными для Индии сделками по алмазам и открытием сибирских нефтяных месторождений для индийских инвестиций. Экономические уступки стали тем фактором, который способствовал заключению газовых контрактов, подписанных во время визитов Путина в Китай и Турцию, и, по словам экспертов, индийцы также будут добиваться преимуществ для себя.
«Конечно, Индия продемонстрирует жесты политической поддержки Путину, и это будет искренняя демонстрация. Россия — наш старый друг, и мы сожалеем о ее проблемах», — говорит эксперт по России Нандан Уникришнан (Nandan Unikrishnan), работающий в Нью-Дели в аналитической организации Observer Research Foundation. Индия признает российские интересы безопасности на Украине, отмечает он, и она сама прошла через непродолжительный период инициированных США санкций, когда провела в 1998 году испытание ядерного оружия. Индия отвергает санкции как инструмент международной политики.
Но прежней преданности и былых политических привязанностей может оказаться недостаточно, утверждают некоторые индийские эксперты. «Старой советской дружбе, о которой с огромной теплотой вспоминают индийцы, надо найти замену. Индия и Россия сегодня — далеко не те страны, какими они были 20 лет назад. В Индии по сравнению с тем временем очень сильно развился частный сектор и гражданское общество — и такого рода явление в новых условиях не дает России преимуществ», — говорит редактор международного отдела ведущей индийской газеты Hindustan Times Прамит Пал Чодхури (Pramit Pal Chaudhuri).
Визит Путина станет 15-м российско-индийским саммитом с его участием, и состоится он в условиях, когда старый альянс времен холодной войны между Москвой и Нью-Дели ветшает, а объем двусторонней торговли опустился ниже 10 миллиардов долларов. При популярном премьере Моди Индия диверсифицирует свои отношения, отходя от России, и даже оружие она начинает закупать в других странах, например, истребители Rafale во Франции и ударные вертолеты Apache в США. Москва тоже нарушила свою многолетнюю клятву верности Нью-Дели и согласилась продать ударные вертолеты Ми-35 Пакистану, являющемуся главным врагом Индии.
Президент Барак Обама станет почетным гостем на празднованиях Дня Республики, которые состоятся в январе, и в индийских СМИ полно оптимистических комментариев о перспективах взаимоотношений между Индией и США, которые долгое время были в небрежении.
«Сегодня все внутренние дискуссии в Индии идут о развитии, развитии, развитии, — говорит Уникришнан. — Путин должен показать, что Россия способна выйти за рамки наших традиционных связей и внести реальный вклад в поступательное экономическое движение Индии. Но пока в отношениях с Россией все по-старому».
Однако Россия, являющаяся ведущим поставщиком военной техники и вооружений в Индию, в последнее время переходит от простой поставки готовой продукции к совместной разработке таких новых видов оружия, как крылатая ракета «БраМос» и истребитель пятого поколения Т-50, который должен стать российским ответом американским машинам F-22 и F-35.
А среди деловых предложений в повестке Путина есть следующие: многомиллиардный в долларовом выражении контракт на строительство в Индии 25 ядерных реакторов, долгосрочное соглашение о поставках сжиженного природного газа по низким ценам, поставки гражданских самолетов, предоставление государственной нефтяной корпорации Индии доли в проектах освоения российских арктических богатств, а также новаторская сделка о поставках в Индию - как в крупный центр огранки драгоценных камней - необработанных российских алмазов.
Общие интересы
В своем пространном интервью, данном во вторник ведущему индийскому информационному агентству, Путин охарактеризовал российско-индийские отношения как «привилегированное стратегическое партнерство», а последние российские шаги навстречу Пакистану назвал обычным дипломатическим ходом, который отвечает интересам всех стран региона.
Он заявил о наличии у Индии и России общих интересов, особенно в свете завершения миссии НАТО в Афганистане, сказав, что к ним относятся борьба с терроризмом и наркоторговлей. Он пообещал наращивать экономическое сотрудничество и, что самое интересное для индийских ушей, создавать совместные предприятия с передачей Индии космических, военных и машиностроительных технологий.
Некоторые российские эксперты выступили на защиту явных ценовых уступок Путина по нефти и газу новым азиатским партнером, назвав их умной долгосрочной политикой. «Азия быстро развивается, и Путин считает возможным заключать долговременные соглашения с этими странами», которые вряд ли будут сорваны будущими политическими спорами, говорит эксперт из государственного Института востоковедения Феликс Юрлов. По его словам, цель здесь заключается в закреплении на рынке и получении своей рыночной доли, несмотря на снижение цен на углеводороды и ухудшение отношений России с покупателями на Западе.
Российские и индийские эксперты говорят, что их смутила непродолжительность путинского визита, а также его непонятное решение не выступать на совместном заседании индийского парламента. Вместо этого Путин и Моди посетят церемонию открытия Международной конференции по алмазам, которая состоится в четверг в Нью-Дели.
«Если Россия серьезно настроена на сближение с незападными странами в своем стремлении компенсировать нынешнее ухудшение отношений с США и Европой, то ей придется пройти дополнительное расстояние для укрепления этих отношений», — говорит директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин.
«Путин сделал это в Китае, — отмечает Тренин. — Многие в Москве относятся к Индии как к чему-то второстепенному, что неразумно в отношении страны таких размеров и такой важности. При Моди Индия проводит переоценку своих внешних отношений, и она, похоже, готова отказаться от тех, что не работают. Опасность заключается в том, что Индии может надоесть это устаревшее отношение к ней со стороны Москвы, и она начнет смотреть в другую сторону».