Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему не стоит сбрасывать со счетов протесты против исламизации в Германии?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавно почти 10 тысяч человек вышли на улицы нескольких немецких городов с протестом против исламизации общества. Европейские националистические партии, безусловно, обостряют этот настрой, но все говорит о все более ощутимой потере ориентиров. Atlantico представляет интервью с Клодом Жискаром, специалистом по международным вопросам и автором двух книг об исламе.

Недавно почти 10 тысяч человек вышли на улицы нескольких немецких городов с протестом против исламизации общества и разрушения его иудео-христианских основ. Европейские националистические партии, безусловно, обостряют этот настрой, но он все равно говорит о все более ощутимой потере ориентиров.

Atlantico: Казалось, что немецкая модель интеграции работает заметно лучше других. Но как тогда объяснить поднятие этого вопроса в Германии?

Клод Жискар: По понедельникам в Германии вот уже два месяца проходят акции протеста против исламизации страны по инициативе движения PEDIGA. В начале декабря в Дрездене на улицы вышли 10 тысяч человек. PEDIGA расшифровывается как «Европейские патриоты против исламизации Запада».

— Какое распространение в Европе получили эти протесты против исламизации?


— Такие явления наблюдаются буквально повсюду. Европейцы внезапно начали осознавать последствия для их самосознания в результате массового притока иммигрантов из исламских стран. Повсюду набирают обороты националистические движения народного характера, чьи недавние успехи вызвали у многих неподдельное удивление. Это относится к Национальному фронту во Франции, партии «Истинные финны», Датской народной партии, Партии свободы в Нидерландах и т. д.

— Какие настроения отражает этот тип протеста, который в частности проявляется в голосовании за националистические движения?

— Чтобы понять суть этой цивилизационной конфронтации, нужно обратиться к антропологии. Она объясняет нам, что такое цивилизация, и утверждает, что две разные цивилизации просто не могут сосуществовать на одном и том же географическом пространстве.

Для начала стоит вспомнить прекрасное определение понятие «цивилизация», которое сформулировал мексиканский антрополог Рудольфо Ставенхаген (Rodolphe Stavenhagen) в работе для ЮНЕСКО: «Это совокупность духовных и материальных отличительных черт, которые характеризуют общество. В частности это включает в себя искусство, образ жизни, традиции совместной жизни, системы ценностей, обычаи и верования». Такое определение, без сомнения, является одним из лучших, потому что концепция цивилизации обычно довольно трудна для понимания. Когда речь заходит о цивилизации, люди чаще всего вспоминают о самых простых внешних проявлениях, таких как архитектура, одежда, музыка, кухня... Большинство совершенно не понимает, что настоящие характеристики намного глубже, что они касаются сути человека: глубинных личностных черт, образа мышления и восприятия мира. Сегодня, по разным оценкам, в мире существует пять или шесть разных цивилизаций, и у каждой из них есть собственное самосознание. Поэтому появление и быстрое расширение на территории Франции множества мусульманских сообществ неизбежно поднимает проблему столкновения на нашей территории двух цивилизаций: западной цивилизации в ее европейской форме и мусульманской цивилизации, носителями которой выступают все новоприбывшие.

— Куда уходят корни этой проблемы? Есть ли тут какая-то связь с трудностями в экономике (слабый рост, высокая безработица в еврозоне...) или же все гораздо глубже?


— Великий антрополог Клод Леви-Стросс (Claude Levi Strauss) предсказывал это еще в 2003 году. Вот, что он тогда сказал Доминику Антуану Гризону (Dominique Antoine Grison) из Magazine Littéraire: «Наша культура находится в оборонительной позиции по отношению к внешним угрозам, в число которых входит и подъем ислама. В результате я, безусловно, ощущаю себя защитником моей культуры».

В одной из работ Клод Леви-Стросс как нельзя четко объясняет, что происходит в том случае, если две разные цивилизации вступают в конфронтацию на одной территории:

«Сложно представить себе, как одна цивилизация может перенять стиль жизни другой, не отказавшись при этом от самой себя. Здесь существует две возможности:

— Дезорганизация и разрушение паттерна одной из групп.

— Оригинальный синтез, заключающийся в появлении третьего паттерна, который нельзя свести ни к одному из двух других».

Таким образом, Леви-Стросс дает ответ на поставленный нами вопрос. Либо новоприбывшие носители другой цивилизации отказываются от нее и становятся частью нашей, либо они сохраняют ее, что ведет к формированию на нашем континенте другой цивилизации, которую Леви-Стросс называет «третьи паттерном». Это новая модель, отличающаяся от первых двух . Это означало бы угасание нашей западной европейской цивилизации и появлении на ее месте новой цивилизации.

— Недавно Европейский суд принял высоко символичное решение о запрете принципа социального туризма, задвинув тем самым на второй план принцип свободного движения людей в Шенгенской зоне. С какими трудностями столкнулись европейские институты? Какую проблематику поднимает вопрос европейского самосознания?

— Мусульмане приезжают в Европу и обосновываются там вместе со своей цивилизацией. В этом им помогает Хартия Европейского Союза по правам человека, которую Совет Европы должен защищать всеми силами. Эта хартия не дает странам-подписантам, к числу которых относимся и мы, то есть всем странам континента принимать любые меры, способные хоть как-то помешать новоприбывшим сохранить их культуру. Присутствие устроившихся в Европе мусульманских иммигрантов поднимает в куда большей степени не проблему религии, а проблему самосознания: все новоприбывшие отстаивают свою принадлежность к исламской цивилизации, а не просто религиозные верования. Многие, безусловно, привязаны к вере, но даже те, у кого нет таких уж тесных связей с ней, подчеркивают принадлежность к исламской цивилизации. Она была великой цивилизацией в прошлом, и мусульмане хотели бы, чтобы сегодня она вновь обрела былой блеск.

Если граждане континента потеряют интерес к нашей цивилизации, то в ней произойдут глубинные изменения, она преобразится в то, что Леви-Стросс называл новым «паттерном». Кроме того, именно так выглядит смерть любой цивилизации. Примерно о том же, говорил и другой великий мыслитель прошлого века, которому удалось изучить 22-23 цивилизации. Он пришел к такому заключению: «Цивилизации гибнут не от чужих рук, а от своих».

Клод Жискар (Claude Sicard), специалист по международным вопросам, автор двух книг об исламе.