Федеральный министр финансов Вольфганг Шойбле заявляет, что Ангела Меркель «успешнее Наполеона». Сильное сравнение, потому что, по словам Гете, корсиканец был «полубогом». Поэтому проведем параллели между французским императором и федеральным канцлером.
Министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) охотно использует меткие исторические сравнения. Так, например, в марте 2014, рассказывая школьникам о политике президента России Владимира Путина в отношении Крыма, он вспомнил методы, которые использовал «Гитлер для присоединения Судетской области». Теперь же он взялся за свою начальницу — федерального канцлера Ангелу Меркель. В интервью газете Süddeutsche Zeitung Шойбле заявил, что Меркель демонстрирует «качественно новую форму управления». Это более успешное управление, для которого не характерны безрассудство и самонадеянность, которые были присущи Наполеону.
Почитателям Наполеона, коих в Германии великое множество, впору застонать. Наполеон подарил Европе Гражданский кодекс (Кодекс Наполеона), «Марсельезу» и новый стиль: его сразила дочь священника, чьи жесты рук зачастую говорили больше, чем ее риторика, и на чьих нарядах такие мэтры моды, как Карл Лагерфельд, не оставляют живого места.
Как еще Вольфганг Гете писал о Наполеоне? «Вот Наполеон был молодец! У него всегда в голове было светло и ясно, всегда он был решителен, и во всякое время у него было достаточно энергии, чтобы привести в действие то, что он считал выгодным и необходимым. Его жизнь была шествием полубога от битвы к битве и от победы к победе. Про него можно сказать, что он находился в состоянии непрерывного просветления».
Шойбле позволил себе покуситься на авторитет Гете: он ставит Ангелу Меркель выше «полубога» Наполеона и ссылается при этом на «очень личный, но не конфронтационный стиль», присущий канцлеру. Своим стилем она затмила «многих других европейских глав правительств». Однако нам не следует искать критерии непосредственно в настоящем. Давайте сопоставим Ангелу Меркель с героем эпохи революций.
1. Революционеры
Оба героя являются наследниками революции, один — Французской 1789 года, вторая — Мирной революции в ГДР 1989 года. Оказавшись у власти в 1799 году, Наполеон объявил: «Граждане, Революция утвердилась на тех принципах, с которых она начиналась. Она завершилась». Не случайно корсиканец вскоре учредил такую систему правления, у которой было больше общего с абсолютизмом так называемого Старого порядка (Ancien Régime), чем с революционным правительством 1789 года. Меркель же, наоборот, олицетворяет признаки того, что с 1989 года Федеральная республика стала более «протестантской» и «провосточной». Не случайно сегодня бывший священник из ГДР занимает самый высокий пост в государстве.
2. Срок
Больше шестнадцати лет Наполеон формировал политику Франции и Европы, в то время как Ангела Меркель стоит во главе немецкой политики всего девять лет. Но давайте посмотрим поближе: Наполеон пришел к власти после обыкновенного военного путча в 1799 году. С того самого момента ему потребовалось еще пять лет для того, чтобы наконец в конце 1804 года надеть на себя корону императора. В 1815 он ее лишился. Здесь следует вычесть один год, когда Наполеон находился в изгнании на острове Эльба, но при этом носил титул императора, но уже без полномочий. Следует задуматься и над тем, что Ангела Меркель избегает жестокой формы получения власти — она должна была пробиваться в Ведомство канцлера демократическим путем. Кроме того она против политических игр «Всё-или-Ничего» (см. ниже пункт «Ватерлоо»). Поэтому этот пункт очень ей подходит.
3. Путешествия
Наполеон охотно отправлялся в путешествия. Задолго до того, как Египет и Испания превратились в места массового отдыха, он снарядил в данные страны походы с тысячной армией. Тем не менее, французские гости так быстро «достали» «принимающие страны», что последние стали пытаться при помощи насилия прогнать их со своих территорий. Про такие случаи в Южном Тироле или Уккермарке — в местах отдыха федерального канцлера — редко можно услышать. И связано это с тем, что Ангела Меркель, как известно, сторонник пешеходного туризма, в то время как Наполеон — «мировой дух, сидящий на лошади» (как его назвал Георг Гегель) — очевидно лучше чувствовал себя в седле, но часто проскакивал мимо своей цели.
4. Бавария
Некогда Наполеон превратил обедневшее и до смешного маленькое княжество Баварию в королевство. Это должно было вселить надежду на то, что оно будет играть ведущую роль в Рейнском союзе и в Германии. В отличие от Гельмута Коля во время его самых успешных лет пребывания у политического руля, Ангеле Меркель удалось уменьшить политическую роль Баварии.
5. Управление персоналом
Наполеон «расставался» со своими сотрудниками так, что в наши дни это вряд ли получило бы одобрение со стороны тех, кто представляет интересы рабочих и служащих. Некоторые попали в тюрьму, некоторые умерли неестественной смертью. Так, без всяких сомнений самый талантливый дипломат Франции Шарль Морис де Талейран-Перигор был назван «дерьмом в шелковых чулках» и сослан в пустыню. Меркель же, наоборот, дистанцируется от своих конкурентов, назначая их на различные должности — например, в Брюссель, в министерства или в Канцелярию федерального президента.
6. Законодательство
Своим Гражданским кодексом (Code civil) Наполеон гарантировал французам и многим подчиненным равенство перед законом, защиту частной собственности и свободу предпринимательства. С таким набором гражданских прав Кодекс превратился в важный свод законов Европы. Правда, данные права распространялись только на мужское население. Ангела Меркель же позаботилась о том, чтобы гендерные квоты сменили так называемые «титулы владения». Именно этот шаг еще раз доказывает крайне успешный стиль канцлера.
7. Красноречие
Наполеон был мастером громких слов. После своих крупных поражений в 1813 году он говорил, что его целью было «помочь Европе возродиться». Или: «Гениям хватает шесть часов сна, женщинам — семь часов, глупцам нужно восемь часов». Возможно, Ангела Меркель и спит семь часов, однако это помогает ей не работать над «возрождением Европы» в упущенное время. Вместо этого она иногда стоит у плиты — для холодного времени года у нее припасен прекрасный рецепт приготовления зеленой капусты (или браунколь — капуста, урожай которой собирают лишь зимой — прим.пер.). Наполеон же говорил: «У немцев шесть месяцев зимы и шесть месяцев лета. И это они называют родиной».
8. Гегемония
Со своей Великой Армией Наполеон подчинил себе территории от Атлантического океана до Балтийского моря. Несмотря на то, что численность и боеготовность бундесвера неуклонно снижаются, Меркель могла бы получить контроль над большой территорией Европы. И это даже не подтолкнуло бы захваченные народы к принятию активных ответных мер.
9. Россия
Наполеон не проявлял сдержанности по отношению к России, а Меркель в настоящее критикуют за то, что она ее проявляет. В 1812 году Наполеон пошел на Москву с шестисоттысячной армией. Но при этом погубил свою собственную армию и свой режим. Резкие высказывания Ангелы Меркель о Владимире Путине так же мало способствуют «правильным переменам» в российской политике, как и действия Наполеона, но слова Меркель доставляют явно меньше страданий и расходов.
10. Ватерлоо
Наполеон по натуре был игроком. Поэтому в самом конце поставил на карту абсолютно все. В 1815 году англичане и пруссаки наносят Наполеону поражение при Ватерлоо. Будучи естествоиспытателем, Ангела Меркель владеет принципами математики и поэтому держится подальше от такого рода игр. Судя по тому, как до сих пор развивались события, она права.
Результат данного сравнения очевиден — десять ноль в пользу Ангелы Меркель. Таким образом, Вольфганг Шойбле сделал заявку на то, что может возглавить кафедру истории — на тот случай, если федеральный канцлер захочет от него «избавиться».