Россия занимает центральное место в целом ряде важнейших вопросов, в которых время играет против нас. Сейчас, в конце 2014 года, оказались свалены в одну кучу такие проблемы как устойчивое прекращение огня и мир на Украине, стабильность европейского континента, отмена ослабляющих экономику России и Европы санкций, внутреннее положение Барака Обамы перед лицом окрыленных ястребов из Конгресса. Это касается ближайшего будущего. В более отдаленной перспективе речь идет и рациональном присоединении России к европейскому блоку, договоренности по иранскому атому и т. д. Сегодня мы стоим на перекрестке важнейших геополитических путей.
Олланд — президент, дипломат, оппортунист
Большая часть этих острых вопросов напрямую касается Франции и Европы, и даже создает для них угрозу. Президент Олланд прекрасно это понял и совершенно правильно поступил, когда решил приземлиться в Москве на обратном пути из Казахстана.
Прежде всего, нам нужно в срочном порядке, до середины будущего лета (тогда будет решаться вопрос о сохранении европейских санкций против России) постараться сделать все для формирования устойчивого прекращения огня на Украине и, как следствие, отмены мер, которые ослабляют российскую экономику, но в то же время наносят удар и по европейской.
Нельзя допустить разрыва связей России с Европой
Однако на этом останавливаться нельзя, потому что суть проблемы - гораздо шире. Нам нужно сделать все, чтобы Россия, настоящая «Срединная империя», исторический мост между Европой и Азией, пошла на риск окончательного отказа от своей традиционной роли сестры по культуре и доброй соседки Европы. Пусть Россия и отказалась от горбачевской мечты об объединении с Европой в общем доме, нельзя допустить, чтобы эпоха Путин-3 (после ухода в себя в период Путин-1 и открытости к Западу и Европе в Путин-2) ознаменовала собой окончательную переориентацию на Восток и Тихоокеанский регион подобно Бараку Обаме, который смещает центр тяжести своей политики в сторону Азии.
Такая опасность выглядит куда более серьезной в свете реальной политики, которая была описана в его недавнем выступлении в клубе «Валдай» 24 октября 2014 года на тему «Мировой порядок: новые правила или игра без правил?»: «Не мы это начали. (...) Вновь скатываемся к тем временам, когда не баланс интересов, а страх взаимного уничтожения сдерживает государства».
Россия сделала выбор в пользу БРИКС и Китая
Во все той же речи на заседании клуба «Валдай» Владимир Путин более четко обозначил угрозу: «Россия свой выбор сделала. (...) Мы активно работаем с нашими коллегами по Евразийскому экономическому союзу, ШОС, БРИКС, с другими партнерами. Эта повестка направлена на развитие связей между государствами, а не на разъединение».
Шанхайская организация сотрудничества включает в себя Россию, Китай, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан и Узбекистан. Она была создана в 2001 году главным образом для сохранения неприкосновенности границ, обеспечения безопасности в отношениях между соседями и облегчения экономического сотрудничества. Она может вобрать в себя новые страны и расширить спектр стоящих задач.
Стать противовесом НАТО? Новой финансовой структурой, альтернативой МВФ и Всемирному банку подобно Банку развития БРИКС? Ответ должен прозвучать на следующем саммите ШОС, который пройдет в июле 2015 года в российской Уфе. Как намекнул Владимир Путин, условия для «расширения» организации будут благоприятными.
Поворотный момент в геополитике
Стоит напомнить, что желающие присоединиться к ШОС государства никак не назвать геополитическими и экономическими карликами: в первую очередь, это Индия и Пакистан, а также Иран и Турция. Это может стать поворотным моментом в мировой геополитике. Если например, отбросить в сторону истерические разногласия Индии и Пакистана, на этот альянс придется почти 40% населения мира. Две самых динамичных экономики мира. А в случае вступления Ирана — и половина всех мировых запасов природного газа...
Хотя нашей дипломатии нужно и впредь сохранять бдительность, у нас не остается другого выбора, кроме как восстановить устойчивое доверие между Европой и Россией в непростых геополитических условиях слабых истин и сильных угроз. Перед Францией открывается историческая возможность, а Олланд-дипломат получает шанс доказать свое европейское лидерство (особенно после весьма относительных успехов Олланда-военачальника) и легитимность своей дипломатической позиции. Но действовать нужно быстро, господин президент!