Рокфора больше нет. Россияне уже привыкли к безнадежно пустующим витринам сырных отделов, где теперь можно найти разве что дешевое подобие чеддера. Итальянские помидоры, норвежский лосось, французские артишоки — все это бесследно исчезло, уступив место продуктам из Турции, Южной Африки и Аргентины. После начала украинского кризиса Россия стала первой великой державой, которая оказалась под прицелом западных санкций. В августе она решила принять ответные меры и запретила ввоз фруктов, овощей, молочной продукции, мяса, рыбы и птицы из США, Европы, Австралии, Канады и Норвегии. Пять месяцев спустя об острой нехватке продуктов говорить вряд ли приходится, однако страна переживает экономический кризис, который сопровождается чехардой с этикетками.
В интервью национальному телевидению 10 декабря российский премьер Дмитрий Медведев оценил последствия эмбарго для Европы в 90 миллиардов евро за 2014-2015 годы. При этом об их воздействии на Россию он говорил предельно туманно: «Десятки миллиардов долларов». Санкции оказались тем болезненнее, что совпали с падением нефтяных котировок и потерей рублем более 40% стоимости по отношению к евро в течение года.
«Это чье?» — спрашивает пожилая женщина, держа в руках пакет перемороженной капусты в небольшом московском магазине. «Наше!» — устало отвечает ей продавщица. Все равно слишком дорого, приходит к заключению старушка, положив пакет. «Выбор становится все меньше, — объясняет руководитель консалтинговой компании „Третий Рим“ Андрей Мовчан. — Причем не только из-за эмбарго, а потому что для некоторых компаний продавать такие продукты как капуста и брокколи становится просто нерентабельным». Местные продукты оказываются дороже импортных... И это лишь один из множества парадоксов в непростой со всех сторон ситуации.
Россиянам не привыкать к инфляции и ослаблению валюты, но им еще не приходилось иметь дело с санкциями и эмбарго, которые заставляют их менять сформировавшиеся за 20 лет привычки. «Вместо Норвегии лосось теперь доставляют из Владивостока, но он дороже, потому что везти его дальше, — рассказывает генеральный директор сети „Азбука вкуса“ (80 магазинов в Москве и Санкт-Петербурге) Владимир Садовин. — Мы внимательно следим за последствиями и приходим к выводу, что у клиентов возникают сложности с выбором». Из ассортимента этого элитного бренда пропало 18 тысяч наименований продуктов из «черного списка» эмбарго.
«Это не первый кризис в нашей истории, но на этот раз он полностью политический: чем быстрее это закончится, тем лучше», — злится Владимир Садовин. В стремлении успокоить страсти и снять с себя всю ответственность российские власти обращаются к истории, позволяя себе с ней определенные вольности. По словам все того же Медведева, «санкции против СССР уже были: в 1932 году еще запрещалось покупать все, что у нас приводили, потом было запрещено нам продавать оборудование и технологии, в частности для газопровода из Уренгоя. Мы весь XX век жили в условиях перманентных санкций. Но, в конечном счете, кому это принесло пользу? Никому».
Нужно сказать, что если бы не резкое падение цен на нефть, население, безусловно, куда мягче отнеслось бы к санкциям и ответному эмбарго. Да, банки оказались в непростом положении из-за отсутствия доступа к иностранным кредитам, а инвестиции застыли на месте. Но санкции еще больше ухудшают деловой климат и обостряют потерю прибылей в связи с обрушением цен на нефть, которые утянули за собой вниз и рубль. К такому двойному удару никто не был готов.
Патриотические настроения
Жизнь в Москве при эмбарго была до недавнего времени в первую очередь состоянием духа. Навеянные пропагандой патриотические настроение на первых порах приглушали недовольство населения при виде отсутствия подъема национального производства после многих лет пустых обещаний. Власть также воспользовалась этим для сокрытия экономического кризиса, первые предпосылки к которому, как считают все аналитики, возникли еще до введения санкций. Однако терпение населения обратно пропорционально падению покупательной способности. По данным обнародованного 9 декабря опроса, 70% россиян убеждены в реальности воздействия санкций на экономику страны, а 54% считают, что они коснулись их самих напрямую.
За исключением все еще низкой безработицы (менее 6%) и значительных финансовых резервов, все показатели находятся в «красной зоне». В 2015 году Россию ждет рецессия, а в бюджете обозначится дефицит. Однако самое главное — это спад роста потребления, который на протяжение многих лет тянул вверх экономику. «Оно снижается с первого квартала 2014 года, что стало для всех настоящим сюрпризом», — отмечает экономист Всемирного банка Сергей Улатов.
«Нефть, санкции и утечка капиталов отбросят экономику на десять лет назад к ВВП на уровне 2005 года, — считает Андрей Мовчан. — Это как будто с вас взяли огромный налог». Разумеется, такая ситуация касается всех в разной степени. Самые бедные по старой привычке уже начали делать запасы крупы, цены на которую, по данным государственной статистической службы, поднялись с начала года на 57%. Самые богатые же продолжают выводить капиталы за границу, несмотря на предложенную Владимиром Путиным амнистию. Зарплаты застыли на месте и не смогут нагнать инфляцию, которая достигла 10% и, по мнению некоторых аналитиков, может увеличиться в 2015 году до 20%. В продовольственном секторе она уже составляет 13%.
Валюта в час по чайной ложке
За год цены на курятину увеличились на 27%, на водку — почти на 20% и на хлеб — на 10%. С 1 января страну ждут лишь новые повышения: 5-10% у большинства автопроизводителей, 12-15% в авиакомпаниях и 10% на заправках, где цены и так уже значительно подскочили вверх. Настоящий абсурд для второго по величине в мире производителя нефти. «Некоторые вещи вызывают, конечно, вопросы: вот на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35%. И это еще не все... Основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понять?» — недоумевал во вторник на собрании с правительством Владимир Путин.
Жизнь в Москве при эмбарго иногда означает и очереди перед банкоматами, которые выдают купюры в час по чайно ложке. Те, кто могут, делают вклады в долларах или евро, однако, как отмечает Наталия Орлова из Альфа-Банка, здесь активность тоже снижается, так как люди боятся, что их счета могут быть заморожены или заблокированы. Кроме того, скоро стране придется обойтись без поездов дальнего следования. Во вторник ОАО «РЖД» объявило об остановке по меньшей мере на год почти всех маршрутов в страны бывшего СССР (Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Украина) из-за их нерентабельности. В украинском железнодорожном предприятии в свою очередь сообщили, что сохранят поезда в Россию и будут в одиночку обеспечивать сообщение между Москвой и Киевом, столицей Украины, чье стремление в Европу стало причиной столь многих проблем в жизни россиян.