Ввиду того, что Запад не готов ни с военной, ни с энергетической точки зрения вступать в конфронтацию с Россией из-за агрессии на Украине, сейчас, кроме дипломатии, нам остаются лишь хирургически точные и дифференцированные санкции, а также решительное осуждение агрессии.
В одном отношении Западу очень повезло. Влияние санкций на Россию по стечению обстоятельств идет рука об руку с эффектом от резкого снижения мировых цен на нефть. Точно установить, что оказывает более ощутимое действие (вероятно, эффект от снижения цен на нефть), нельзя, но ясно, что оба фактора (санкции и спад цен на нефть) играют свою роль, и российская экономика сильно ослабляется.
(При этом низкие цены на нефть, совершенно точно, не являются следствием заговора Запада против России, потому что с глобальной экономической точки зрения, вероятно, важнее то, что они могут разорить американских инвесторов, вкладывающих средства в новые методы добычи из сланцев и битуминозных песков).
На прошлой неделе российский президент Владимир Путин заявил, что Россия отказывается от проекта газопровода «Южный поток» по дну Черного моря. Он также призвал российских граждан, которые держат средства на иностранных счетах, вернуть их на Родину без какого-либо наказания. Также стоит отметить, какую панику в России вызвало опасение быть отрезанными от международной платежной системы SWIFT. Нет лучших доказательств того, что Путин находится под огромным давлением.
Также радует то, что Европейская комиссия сохранила в отношении российского газопровода твердую позицию, отвергнув его по антимонопольным причинам и не поддавшись лобби. Позитивно и то, что Ангела Меркель ужесточила риторику в отношении Путина и сегодня резко критикует его.
Однако имеют место и другие, весьма беспокоящие, процессы, от которых просто мороз по коже. Все очевиднее, что позиция канцлера не пользуется широкой поддержкой в немецкой политике. Это подтверждает письмо лидеров немецкого бизнеса и политики, которые протестуют против войны. Это письмо было словно под копирку списано с образчиков кремлевской пропаганды.
Пока Франция отказывается поставить России вертолетоносцы, но, с другой стороны, состоялась незапланированная встреча французского президента в Москве. И похоже, свою инициативу он не обсудил ни с немецким канцлером Меркель, ни, скажем, с Европейской комиссией. Не очень убедительно звучат слова Олланда о том, что его неожиданная идея посетить Москву пришла ему в голову на борту самолета. Российское правительство утверждает, что о визите договорились 14 дней назад в Австралии.
У русских на «Южный поток» нет денег, но Европа не радуется, по крайней мере, не вся. Такие члены ЕС, как Венгрия, Австрия и Болгария лоббируют за то, чтобы переговоры о «Южном потоке» были возобновлены. Возможно поэтому, председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер не исключает, что переговоры с россиянами могут начаться вновь.
Плохой новостью является и неожиданный разлад внутри ЕС и еврозоны, который ослабляет Европу. Немцы критикуют французов за то, что они проводят мало реформ, а французы, в свою очередь, критикуют немцев за то, что те поддерживают французских экстремистов и популистов.
Еврозону ожидает внутренняя ожесточенная борьба за то, что может и не может делать Европейский центральный банк, а в Италии все слышнее голоса, ратующие за выход из еврозоны. Словацкий премьер Фицо, который пугает войной, и чешский президент Земан, который рассказывает о финляндизации Украины, это еще одна «неприятность».
Если целью и методом российских спецслужб является подрыв и раздел Европы, то, к сожалению, пока не особенно ясно, кто в этом коварном конфликте выигрывает. Факт в том, что у Европы есть большой потенциал разобщенности и внутренних противоречий — даже без Путина и российских спецслужб.