Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лукашенко близок к тому, чтобы раскрутить западников на сделку

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Белорусский руководитель прозрачно намекнул, что не грех бы уже западникам и снять санкции с руководства страны. Минск старается конвертировать таким образом геополитический капитал, нажитый на своей особой позиции в украинском кризисе. Обозреватели тут же стали язвить насчет традиционного легкого флирта с Европой, когда снова не складывается с восточной соседкой.

Белорусский руководитель прозрачно намекнул, что не грех бы уже западникам и снять санкции с руководства страны. Минск старается конвертировать таким образом геополитический капитал, нажитый на своей особой позиции в украинском кризисе.

«Белоруссия всецело поддерживает равноправное сотрудничество между странами, лишенное давления и принуждения. Мы выступаем за отмену каких бы то ни было санкций», — заявил Лукашенко, принимая верительные грамоты послов в Минске 12 декабря.

И приправил тираду фирменной ложечкой популизма, подчеркнув, что санкции «напрямую сказываются на уровне жизни людей».

Минск — ЕС: не флирт, а приземленный расчет

Днем ранее главы дипмиссий стран ЕС были приглашены к министру иностранных дел Белоруссии Владимиру Макею, чтобы обменяться мнениями — представьте себе — «по проблемным вопросам в отношениях Республики Беларусь и Российской Федерации, а также развития евразийских интеграционных процессов».

Причем в итоге, сообщает МИД, «была отмечена важность диалога и сотрудничества между Белоруссией и ЕС».

Обозреватели тут же стали язвить насчет традиционного легкого флирта с Европой, когда снова не складывается с восточной соседкой.

Шутки шутками, но у аналитиков крепнет впечатление, что Европа почти согласна. Конечно, никакого заигрывания, никакого романтического головокружения на самом деле ни у одной из сторон нет.

Брюссель (да и Вашингтон, пожалуй) почти согласны чисто рационально принять давно навязываемый Минском вариант «прагматичного» сотрудничества. Мы, мол, обеспечиваем транзит и отлов мигрантов, никому не грозим (между строк: в отличие от Москвы), а вы не лезете во внутренние дела синеокой республики.

И сегодня, когда главная страшилка для Европы — агрессивная Россия да и вообще Брюссель устал от этого чемодана без ручки — ничего не дающих комариных санкций против Минска, шансы последнего протолкнуть свою схему отношений резко повысились.

Для Лукашенко «предел желаний — нормализация отношений с Западом», отметил в комментарии для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст. Чтобы западные президенты время от времени так же заглядывали в Минск, как, например, недавно Франсуа Олланд в Астану (при том что в Казахстане авторитаризм не мягче).

Некоторые белорусские политологи, в частности Андрей Егоров, употребляют в этой связи термин «азербайджанизация отношений».

Белорусские власти хотят а-ля Азербайджан

Действительно, хотя в Азербайджане по тюрьмам Запад насчитывает несравненно больше политзаключенных, чем в Белоруссии, Ильхам Алиев — отнюдь не изгой.

Понятно, что играет свою роль тамошняя нефть (машины и принципиальным западникам надо заправлять). Плюс, что бы там ни говорили, скидка на восточную специфику.

Белорусскому режиму в этом смысле вдвойне не повезло: своей нефти капля, да и центр Европы, тут спрос за внутренние репрессии пожестче.

Вместе с тем, под влиянием украинского кризиса Запад явно приглушил претензии к режиму, названному некогда «последней диктатурой Европы». Почти не слышно призывов к внутренней демократизации, свободным выборам и т.д.

«Украинский кризис по-другому расставил международные акценты», — отметил в комментарии для Naviny.by эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.

По его словам, теперь тон задает геополитика и нормализации отношений белорусского режима с ЕС и США мешает, по сути, лишь вопрос политзаключенных. Все-таки он был в свое время поставлен ребром, из-за этого и ввели санкции после разгона Площади-2010.

Если проблему политзаключенных удастся решить, то, считает политолог, «вполне возможна нормализация отношений Минска с Западом без либерализации внутри страны», чего и добиваются белорусские власти.

Пойдет ли Лукашенко на освобождение людей из списка политических узников, в котором на сегодня шестеро?

«Не думаю, что это угрожает режиму», — говорит Карбалевич. Так что «вопрос в цене, в некоем пакетном соглашении».

А поскольку российская экономика падает и обостряется нужда белорусского правительства в западных деньгах, то идея такого пакета становится все более реалистичной.

Вместо модернизации продлят прозябание

И все бы ничего, но в этой схеме практически не остается места белорусскому гражданскому обществу, политической оппозиции. Проще говоря, людей, и так загнанных в гетто, могут тихо, в фирменном белорусском авторитарном стиле, дожать и перемолоть.

И минский политический обозреватель Роман Яковлевский в этом плане отнюдь не оптимист. «К сожалению, эта «фирменная» перспектива представляется мне большей реальностью в сегодняшней Белоруссии, чем гражданское общество и политическая оппозиция. А свет в конце тоннеля может быть и светом встречного поезда.... Но надежда должна угасать последней», — заявил Яковлевский в комментарии для Naviny.by.

Со своей стороны, Карбалевич задается риторическим вопросом: «А что могут сделать Евросоюз и США, если белорусское общество не хочет бороться?» В то же время собеседник полагает: «Если начнутся процессы в Белоруссии, то и позиция Запада может ужесточиться».

При этом он имеет в виду не обязательно Площадь или другие акции традиционной оппозиции, а скажем, волнения рабочих, забастовки в случае резкого ухудшения экономической ситуации.

Впрочем, 2011 год в Белоруссии показал, что даже резкое падение жизненного уровня не ведет автоматически к волне протестов, как на то рассчитывали противники режима.

Да и революции, как видно из опыта последних лет, сами по себе не гарантия рывка к лучшей жизни.

Идеальным вариантом была бы продуманная трансформация системы. Но наличие у нынешнего руководства Белоруссии политической воли к реформам — под большим-большим вопросом.

Их точно не будет в год президентских выборов. В плане внутриполитическом гайки могут даже зажать. Вероятный выход на свободу политзаключенных не прибавит свободы в стране.

Вместе с тем, прогнозирует Карбалевич, при положительном тренде в двусторонних связях Запад перед выборами-2015 может, скажем, ввести мораторий на санкции против белорусского руководства.

Критичная же оценка миссией БДИПЧ ОБСЕ президентской кампании следующего года (которая наверняка не станет примером прозрачности и конкурентности) не помешает постепенному, осторожному развитию отношений Минска с Брюсселем и Вашингтоном почти в том ключе, о котором и мечтали белорусские власти.

Через прагматичное сотрудничество Запад, которому революции тоже перестали нравиться, надеется как минимум укрепить независимость постсоветской страны (грубо говоря, создать здесь буфер между ЕС и Россией). И, может быть, в перспективе подвигнуть власти к преобразованиям.

Но это тоже довольно авантюрная игра с небольшими шансами. На деле здесь могут просто проесть новые кредиты — и вместо модернизации на выходе получится консервация статус-кво да унылое прозябание.