Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Настоящий кризис на Украине — бомба с часовым механизмом в сфере демографии и здравоохранения

© East News / Evelyn Hockstein/PolarisПожилые женщины на митинге в Донецке
Пожилые женщины на митинге в Донецке
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Понижение демографических показателей проявляется на Украине в еще более резкой форме, чем в России. Сокращающееся, стареющее и нездоровое население резко ограничивает возможности как военного призыва, так и пополнения трудовых ресурсов, тогда как обязательства в отношении заботы о пожилых людях становятся все более обременительными для бюджетной сферы.

Украина испытывает больше страданий, чем ветхозаветный Иов. Большая часть внимания Запада сфокусирована на том, чтобы дать ответ на военную конфронтацию с Россией, и лишь потом обращается внимание на экономические и политические последствия двух десятилетий олигархического правления. Однако Украина, обретя независимость, унаследовала также настоящий кризис в сфере здравоохранения и демографии, который является продуктом катастрофической политики советской эпохи, смешанной с продолжающимся стрессом постсоветского переходного периода.

Понижение демографических показателей проявляется на Украине в еще более резкой форме, чем в России. Сокращающееся, стареющее и нездоровое население резко ограничивает возможности как военного призыва, так и пополнения трудовых ресурсов, тогда как обязательства в отношении заботы о пожилых людях становятся все более обременительными для бюджетной сферы. Подобные негативные тенденции в значительно большей степени отмечаются в восточной, центральной и южной частях Украины, чем на западе страны.

Население Украины постоянно сокращается с момента обретения независимости, и страна уже потеряла 6,4 миллиона человек, то есть 12% населения, в период с 1990 года по 2013 год. Департамент по экономическим и социальные вопросам ООН предсказывает продолжение сокращения населения, которое к 2050 году будет находится на уровне ниже 34 миллионов человек. Таким образом даже без учета воздействия войны и плохого управления Украина сталкивается с самым серьезным демографическим вызовом на планете.

У Украины плохие результаты по всем показателям динамики населения, а ее общий коэффициент рождаемости находится значительно ниже уровня, обеспечивающего стабильную замену населения. Кроме того, в течение практически всего постсоветского периода в этой стране отмечается превышение количества смертей над количеством рождений. В некоторых соседних с ней странах, включая Россию, ситуация иная, тогда как на Украине «ножницы» между количеством смертей и рождений не сокращаются. И, действительно, основные демографические проблемы на Украине, скорее, продолжают существовать, чем решаются.

Преждевременная смертность находится на кризисном уровне для мужчин работоспособного возраста, а также во все большей степени для более молодых людей мужского пола. Причины, в основном, имеют отношение к стилю жизни — чрезмерное потребление алкоголя, курение, плохое питание и недостаточная физическая активность, труднодоступность качественной медицины и повсеместный стресс, возникающий в результате осознания невозможности контролировать свою жизнью и будущее. Одна пятая часть молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет страдают гипертонией, и большинство из них не получают никакой медицинской помощи.

Украина имеет самый высокий уровень смертности от инфекционных заболеваний (преимущественно ВИЧ и туберкулез) во всем регионе, курируемом Европейским отделением Всемирной организации здравоохранения, и отстает по этому показателю даже от России, у которой, однако, невысокие показатели смертности в сравнении с незаразными заболеваниями и увечьями. Средняя продолжительность жизни на Украине не только ниже, чем в европейских странах, но даже ниже, чем в России (в 2013 году 63,8 в сравнении с 65,4 для мужчин и 74,9 в сравнении с 76,5 для женщин).

Улица в Киеве


Существующие проблемы весьма ощутимо влияют на группу молодых людей, подлежащих призыву на военную службу. Количество молодых людей мужского пола призывного возраста сокращается с 2002 года, и оно, предположительно, достигнет нижнего предела — на уровне половины того, что было в 2002 году — в 2018 году, после чего произойдет весьма незначительное увеличение. Очевидно, что подобная тенденция будет отмечаться в течение ближайших десятилетий и в отношении лиц мужского пола призывного возраста в составе трудовых ресурсов.

За этими тенденциями скрываются значительные региональные различия, существующие в этой большой стране. За исключением города Киева все регионы Украины испытывают существенное сокращение населения в последние два десятилетия, однако показатели на Западе значительно ниже, чем в центре, на юге и на востоке. Уровень рождаемости в течение многих лет намного выше среднего уровня в западной части страны, и ниже в восточной ее части. В результате формируется Украина, в которой «наиболее молодое поколение» проживает в западных регионах. При этом происходит последовательное старение на юге, в центральной северной части и, наконец, на востоке, который является самым «возрастным» регионом. Эта динамика отражается в количестве абортов — оно значительно ниже на западе и выше всего в центральной и восточной части.

В отличие от этого уровень смертности выше на востоке, в центре и на юге, и ниже на западе. Средняя продолжительность жизни на западе на три-четыре года выше, чем на юге или на востоке. В 2012 году некоторые западные регионы, по сути, имели позитивный естественный рост — то есть количество рождений превышало количество смертей, — тогда как ни на юге, ни в центре, ни на востоке этого не отмечалось.

Подобные региональные отличия также отражаются в возрастной структуре населения, при которой более пожилое население и, следовательно, больше пенсионеров проживают на востоке, на юге страны и в ее центральной части, чем на западе. К этому следует также добавить другие аспекты в области здоровья и болезней (например, чрезмерное употребление алкоголя и сердечные заболевания), по которым положение на западе существенно лучше.

Следует определенно сказать: население западной части Украины нельзя назвать здоровым с точки зрения передовых мировых стандартов, но, по крайней мере, в этом отношении она похожа на наименее развитые части Европейского Союза, тогда как остальная часть Украины отстает.

В отличие от России, которая привлекает значительное количество рабочих мигрантов для компенсации недостатка рабочей силы среди мужчин работоспособного возраста, Украина продолжает экспортировать в большом количестве рабочих на временную или постоянную работу за границу. Около двух третей подобных мигрантов — мужчины, многие из них относительно молоды, и большая их часть — это выходцы из сельской местности. Большинство из них являются легальными мигрантами, и лишь примерно один из пяти — нелегальным. Оценки относительно количества украинских трудовых мигрантов сильно разнятся — от 1,2 миллиона до 5-7 миллионов сезонных рабочих в летнее время.

По данным Международной организации труда и Международной организации по миграции, главными направлениями для трудовых мигрантов с 2010 года по 2012 год являлись Россия (43%), Польша (14%), Италия (13%) и Чешская Республика (13%). Главным источником трудовой миграции является запад, и это означает (если не учитывать огромный поток беженцев из-за продолжающегося конфликта на востоке), что от отъезда людей больше всего страдает наиболее стабильный в демографическом отношении и здоровый регион страны.

В 2012 году частные переводы денег от этих рабочих, а также от представителей диаспоры в Северной Америке составили 4% ВВП Украины, что больше суммы всех прямых иностранных инвестиций. Украина в настоящее время является третьей страной в мире по количеству получаемых из-за границы денежных переводов после Индии и Мексики.

В целом можно сказать, что динамика человеческого капитала Украины самым серьезным образом сдерживает ее потенциал развития, даже если не принимать в расчет огромную стоимость нынешнего кризиса. Следует непредвзято относиться к этим фактам, в том числе и западным правительствам, стремящимся к быстрой трансформации «новой Украины». Унаследованные Украиной проблемы гораздо сложнее, чем у Восточной Германии в момент падения Берлинской стены или в Польше, Венгрии и других странах восточного блока после освобождения от советского ига.

Возможности военной мобилизации Украины в долгосрочной перспективе ограничены сокращающимся количеством призывников, тогда как экономика сталкивается не только с сокращением трудоспособного населения и плохим состоянием его здоровья, но также с растущими затратами на поддержание стареющего населения. Очевидно, что демографические показатели не существуют изолированно, они осложняют решение других проблем, в том числе, связанных с разлаженной политической и судебной системами, ухудшением экологической обстановки, энергетической неэффективностью (одни из самых низких показателей в мире), предстоящей реструктуризацией национального долга и восстановлением экономики, отрезанной от многочисленных промышленных предприятий и шахт на востоке. Угрозы географической целостности Украины усугубляются различием ее демографических показателей, по которым в более выигрышном положении находится относительно молодой и здоровый запад страны.

За последние два десятилетия политическая и экономическая элиты Украины допустили деградацию человеческого капитала, и их представители не пытались решить образовавшиеся проблемы. Усилия новых лидеров страны и западных спонсоров, направленные на восстановление единства Украины, должны включать в себя улучшение состояния здоровья ее населения — как запада, так и востока, и это, несомненно, является сложной, но обязательной задачей.

Джуди Твигг — профессор политологии Университета Содружества Виргинии (Virginia Commonwealth University).
И. Уэйн Мерри — старший научный сотрудник по делам Европы и Евразии Американского совета по внешней политике.