Канцлер Германии Ангела Меркель была права, когда несколько месяцев назад сказала президенту Обаме, что российский президент Владимир Путин «живет в другом мире». Новым доказательством ее правоты стала состоявшаяся сегодня ежегодная пресс-конференция Путина, на которой он вызывающе говорил об Украине, продолжал очернять Запад, не предложил никаких изменений в экономической и финансовой политике и в целом создал впечатление, что он не в курсе происходящего в его стране кризиса.
В последние месяцы в его поведении, как и в выступлении на пресс-конференции, было что-то брежневское. Так бывает с самовластными лидерами-клептократами, которые окружают себя узкой группой советников, говорящих своему боссу то, что он хочет слышать, хотя ситуация вокруг рушится. При Брежневе СССР попал в период длительного застоя, и несмотря на заверения Путина в том, что кризис будет преодолен через два года, России сегодня грозит похожая судьба.
Путин объяснил все «прежде всего внешними факторами» — западными санкциями и снижением цен на нефть, заявив: «Что бы мы ни делали, мы всегда встречаем проблемы оппонирования и борьбу с нами». Он заявил, что на 25-30% причина нынешних трудностей России — это западные санкции. Спасибо, господин Путина, за признание того, что политика, за которую выступали многие из нас, работает.
Естественно, Запад стал полезным прикрытием для Путина на протяжении всей пресс-конференции, как всегда было во время его правления. Он обвинил Запад в нынешних российских проблемах и в том, что он продолжает «строить стены» после окончания холодной войны. «Разве после Берлинской стены нам не говорили, что не будет расширения НАТО на Восток? Но оно же пошло немедленно», — заявил Путин. Он обвинил Запад в «прямой и полной поддержке терроризма на Северном Кавказе».
Согласно его утверждению, главной целью США и ЕС было сдерживание России. Но были моменты, когда слова Путина выходили на грань непоследовательности и бреда. «Может быть, мишке нашему надо посидеть спокойненько, не гонять поросят и подсвинков по тайге, а питаться ягодками, медком. Может быть, его в покое оставят? — сказал Путин. — Не оставят, потому что будут всегда стремиться к тому, чтобы посадить его на цепь. А как только удастся посадить на цепь, вырвут и зубы, и когти». Как вам это?
Обвинив западных лидеров в публичных заявлениях о том, что Россию надо лишить ее огромных природных ресурсов в Сибири, Путин сказал: «Отхапать у Мексики Техас — это справедливо. А то, что мы на своей собственной земле хозяйствуем, это несправедливо». Опять же, как вам это?
По поводу Украины Путин практически не продемонстрировал готовности положить конец кризису. Он снова отрицал, что Россия отправила войска на Украину, заявив, что все воюющие там российские граждане делают это «по зову собственного сердца». Путин объявил: «Мы правы в ходе украинского кризиса. А наши партнеры западные не правы».
«Дело не в Крыме. Дело в том, что мы защищаем свою самостоятельность, свой суверенитет и право на существование. Вот это мы все должны понять», — заявил он, отвечая на вопрос, не является ли происходящее сейчас с экономикой «расплатой за Крым».
Он дал прогноз, что экономические беды России продолжатся еще года два, однако так и не сказал, каким образом он и его правительство намереваются уменьшить ту боль, которую чувствуют простые россияне. Кроме мягкой критики в адрес Центробанка за слишком медлительные действия по стабилизации рубля в самом начале, Путин не подал и намека на то, что намеревается проводить кадровые изменения или перемены в политике.
Экономические беды в России начались еще до вторжения на Украину. Но они усилились, когда Запад отреагировал на это санкциями, а цены на нефть начали снижаться. Российский рубль в этом году потерял половину своей стоимости, а в один из моментов торгов во вторник за доллар даже давали 80 рублей. Энергоресурсы составляют 60% в общем объеме российского экспорта, и на их долю приходится половина бюджетных поступлений. Нефть сегодня стоит в пределах 60 долларов за баррель, в то время как в расчеты по российскому бюджету заложена цена в 100 долларов. За последние 15 лет Путин ничего не сделал для диверсификации российской экономики, а сказанное им в четверг не дает никаких указаний на то, что он будет что-то делать сейчас. Даже его последние сделки с Китаем — и те усиливают зависимость России от добычи полезных ископаемых.
Российские компании должны около 200 миллиардов долларов западным банкам со сроком погашения до конца следующего года, а валютные резервы России опускаются до отметки в 400 миллиардов долларов, хотя несколько лет назад их пиковое значение составляло 595 миллиардов долларов, о чем сообщает МВФ. Рефинансирование этого долга запрещено для многих российских компаний, что стало результатом санкций, введенных в ответ на решение Путина осуществить вторжение на Украину.
На этой неделе было принято решение отпустить на свободу из-под домашнего ареста нефтяного магната Евгения Евтушенкова, где он находился с тех пор, как его компания «Башнефть» перешла в прошлом месяце государству. Это похоже на первые признаки беспокойства Кремля. «Нужно гарантировать собственность, нужно перестать с помощью правоохранительных органов гонять всех, кто не понравится», — сказал Путин. Действительно, отвращать от себя олигархов в такое трудное время, когда экономика оказалась в беде, это не очень умно. Рейтинги Путина по-прежнему высоки, и опросы на этой неделе показали, что уровень поддержки президента устойчиво остается на отметке 80%. Но я подозреваю, что эта поддержка непрочная, и что все может быстро измениться.
Путин сказал, что пока еще слишком рано решать, идти или нет на переизбрание в 2018 году, когда закончится его нынешний президентский срок. Однако его поведение на пресс-конференции и на протяжении текущего года заставляет сомневаться даже в том, что он дойдет до конца нынешнего срока. Отвечая на вопрос о том, не боится ли он дворцового переворота, Путин отмел идею о том, будто его может сместить ближайшее окружение. По его словам, он ощущает поддержку народа, а россияне понимают, что он действует в их интересах. Но сам факт того, что подобный вопрос прозвучал, вызывает весьма любопытное предположение: а не могут ли окружающие его люди решить, что он не соответствует занимаемой должности, и что сегодняшнее состояние дел это не то, на что они соглашались?
Путину нужно взглянуть в зеркало, если он хочет увидеть, что в России прогнило. Вина за российский экономический кризис и за политическую изоляцию страны лежит не на Западе, а на его руководстве, хотя Путин часто указывает пальцем в нашем направлении. Именно он отказался диверсифицировать российскую экономику, снижая ее зависимость от экспорта природных ресурсов. Именно Путин вторгся на территорию Украины и угрожает другим соседям, которые стремятся к демократизации и к интеграции с Западом — именно Путин демонизирует Запад и Соединенные Штаты в попытке оправдать свои безнравственные и самовластные методы правления.
В результате колоссальных ошибок Путина Россия завершает 2014 год в обстановке полной неопределенности и на грани кризиса. Целью номер один для Путина всегда было сохранение власти, но его возможности в этом плане ослаблены ошибочными решениями, среди которых не последнее место занимает решение о вторжении на Украину и недооценка ответных действий Запада, а также отказ от диверсификации российской экономики. Его пресс-конференция вряд ли успокоит россиян и инвесторов, не говоря уже о соседях России и о Западе. Может ли Россия позволить себе еще один 2014 год? Или спросим иначе: может ли Россия позволить себе еще один год под руководством Владимира Путина?
Дэвид Крамер — старший директор по правам человека и демократии в институте Маккейна. До этого он четыре года проработал президентом Freedom House и был помощником госсекретаря по вопросам демократии и прав человека в администрации Джорджа Буша.