Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россияне бегут от рубля

После рекордного падения курса рубля 16 декабря в России был отмечен рост продаж автомобилей, электроники и бытовой техники. DW выясняла, как изменилось поведение российских потребителей.

© AP Photo / Pavel GolovkinМосквичи в магазине IKEA
Москвичи в магазине IKEA
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После обвального падения рубля многие россияне бросились за покупками, чтобы хоть как-то спасти свои сбережения от обесценивания. Российская пресса сообщает об ажиотажном спросе на электронику и автомобили во Владивостоке, Петрозаводске, Красноярске, Томске и других российских городах. В Москве вечером 16 декабря были двухчасовые очереди в магазинах мебели и бытовой техники. Действительно ли речь идет о панике среди потребителей?

Москва — После обвального падения рубля многие россияне бросились за покупками, чтобы хоть как-то спасти свои сбережения от обесценивания. Российская пресса сообщает об ажиотажном спросе на электронику и автомобили во Владивостоке, Петрозаводске, Красноярске, Томске и других российских городах. В Москве вечером 16 декабря были двухчасовые очереди в магазинах мебели и бытовой техники. Действительно ли речь идет о панике среди потребителей?

Автомобиль — средство сбережения

«Повышенный спрос на автомобили наблюдается с ноября» — сообщил DW Андрей Родионов, представитель российского подразделения Mercedes-Benz. По его словам, рост продаж наблюдается во всех ценовых сегментах. «Это бегство от рубля. Покупатели рассматривают автомобиль как средство сбережения», — пояснил Родионов. Вместе с тем он отказался сообщить, намерена ли компания повышать цены на свою продукцию в ближайшее время, отметив, что «сейчас все производители пересматривают ценовую политику».

Менеджер по кадрам Евгения Болгарова приобрела новую «Мазду» в ноябре. В разговоре с DW она не скрывает своей радости: «Подумать только, как мне повезло! Если бы я отложила покупку на пару месяцев, я бы вообще осталась без машины». По словам Болгаровой, сегодня производители уже либо повысили цены, либо вообще свернули торговлю.

Газета «Ведомости» сообщает, что на российском авторынке сейчас наблюдается настоящая паника. Из-за обвала рубля некоторые крупные дилеры прекратили продажи. «На рынке дефицит, продаются даже те машины, на которые уже подняли цены», — пишет издание.

Сапоги впрок, костюм на вырост

Далеко не все россияне могут позволить себе покупку автомобиля. Чтобы защитить свои сбережения, преподаватель английского языка Вера Кастрель купила новый компьютер, а вместе с ним планшет, принтер, пару сапог и костюм для ребенка — на вырост. «На зарплату преподавателя не разгуляешься, — делится она с корреспондентом DW, — но недавно мне выдали научный грант, так что повезло».

Мужчина выходит с покупками из гипермаркета


Раньше Вера потратила бы деньги на путешествия — она любит ездить по Европе, останавливаясь в гостях у друзей. Но теперь даже такие бюджетные поездки придется прекратить. «Грустно, конечно. Но я не унываю. Буду больше путешествовать по России», — говорит она.

Антон Пантелеев — пресс-секретарь торговой сети «М-Видео», крупнейшего в России продавца электроники и бытовой техники, призывает не нагнетать панику. «Действительно, сейчас наблюдается некоторый наплыв покупателей. Но ничего сверхординарного в этом нет. Скоро Новый год, и люди по традиции делают много покупок», — сообщил он DW. Пантелеев согласен, что колебания валютного курса внесли свои коррективы и как бы наложились на предновогоднее покупательское оживление. То, что люди собирались купить после праздников, они покупают сейчас.

По мнению представителя «М-Видео», особых причин для ажиотажа нет. «Цены у нас не растут. И расти не будут вплоть до конца января», — убежден он. Контракты ритейлера с производителями, в том числе и с иностранными, номинированы в рублях. Эти контракты будут планово пересматриваться в первом квартале будущего года. По оценкам Пантелеева, в дальнейшем возможен рост цен на 5-20 процентов в зависимости от типа товара. «Дело в том, что значительная доля электроники и бытовой техники производится в России. Например, 75 процентов продаваемых нами телевизоров собраны на отечественных предприятиях. Конечно, такие товары подорожают незначительно», — поясняет он.

Не все согласны с прогнозом Пантелеева. Известный российский блогер Илья Варламов разместил в интернете фотографии многочисленных очередей в московских магазинах бытовой техники. Покупателей не смутило даже ночное время. «Люди спешат избавиться от рублей. В круглосуточных магазинах прямо сейчас стоят огромные очереди», — написал Варламов в ночь после «черного вторника».

Есть проблемы и поважнее

Менеджер фармацевтической компании Александр Гуков бежать за покупками не собирается. «В таких случаях люди руководствуются эмоциями и покупают абсолютно не нужные им вещи», — считает он. Александра беспокоят совсем другие вопросы. Его сыновья учатся в Европе. Платить за это приходится в евро, а зарплату Александр получает в рублях. «Это серьезная проблема, — сетует он, — На ближайшее время у нас с женой есть накопления в иностранной валюте. Но очень скоро валюта кончится, и придется как-то выкручиваться».

Пенсионерка Людмила Сергеева никогда не была за границей, так что валюта ей не нужна. «Раньше в такой ситуации я бы сразу побежала в универмаг и обязательно купила бы что-то дорогое — шубу или новый холодильник. Но теперь у меня такой возможности нет. Пенсии хватает только на текущие расходы», — жалуется она. Людмилу очень беспокоит рост цен на продукты и коммунальные платежи: «Не хотелось бы, как в войну, сидеть на сухарях. Видимо, буду действовать по старой советской традиции — закуплю впрок гречку и консервы».

«Я понимаю людей, которые спешат купить какие-то нужные вещи по старым ценам. Это неплохой способ сохранить свои накопления», — считает фотограф Валерий Пахомов. Сам он еще с лета запланировал приобретение новой фотокамеры. Но сегодня покупка кажется ему несбыточной мечтой. «Летом эта камера стоила 150 тысяч рублей, а сегодня уже 250 тысяч. Придется перевести сбережения в доллары и ждать лучших времен», — рассказал Пахомов корреспонденту DW.