Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На экономическую модель Путина обрушился сильнейший шторм

© REUTERS / Maxim ZmeyevЗдание Центрального банка РФ в Москве
Здание Центрального банка РФ в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На протяжении более чем десяти лет Россия существовала на доходы от продажи нефти, пребывая в полной уверенности относительно наличия у себя валютных резервов, достаточных для того, чтобы пережить кризис. За одну неделю модель оказалась на грани коллапса. Взгляды снова обращаются к Москве и к мерам, которые предпримут власти. Продажа золотых резервов? Введение ограничений на движение капитала?

На протяжении более чем десяти лет Россия существовала на доходы от продажи нефти, пребывая в полной уверенности относительно наличия у себя валютных резервов, достаточных для того, чтобы пережить любой кризис. За одну неделю эта модель оказалась на грани коллапса.

Подскочившие цены в магазинах, рубль, неуклонно теряющий стоимость на валютных рынках, и Центральный банк, в отчаянии тратящий свои валютные резервы и повышающий ключевую ставку. Это то, что обыкновенно случается, когда страна оказывается в валютном кризисе. Именно это произошло в России в 1998 году, и сейчас граждане страны, возглавляемой Владимиром Путиным, с ужасом ждут повторения знакомого сценария. Остальной мир наблюдает, разделившись на тех, кому слабость России приносит удовлетворение, и тех, кто боится цепной реакции, которая может отразиться на мировой экономике.

Россия была застигнута в эпицентре настоящего шторма, когда падение цен на нефть, экономический спад и введение санкций со стороны Соединенных Штатов и Европы все разом послужили тому, что и без того хрупкое доверие к рублю было окончательно подорвано.

В первые два дня текущей недели курс российской валюты упал более чем на 20% по отношению к доллару, расширив до 50% потери, зарегистрированные с начала года. В эту среду день начался с небольшого повышения курса рубля, которое, однако, долго не продержалось, и российская валюта снова зарегистрировала потери в стоимости, на этот раз менее значительные.

Табло с курсом валют в Москве. 16 декабря 2014


Правительство и Центральный банк России пытались сделать то, что обычно предпринимается в разгар валютного кризиса. Во вторник ЦБ резко повысил ключевую ставку (с 10,5% до 17%), чтобы избежать оттока капитала из страны. Непосредственные результаты оказались нулевыми, поскольку рубль продолжил свободное падение по отношению к доллару и евро. В эту среду правительство объявило о своей готовности потратить собственные валютные резервы в размере 7 млрд долларов на покупку рублей на международных рынках, чтобы остановить падение национальной валюты. Это заявление дало результаты, но лишь временно.

В целом аналитики говорят, что для подавления тех сил, что в настоящее время тянут российскую валюту на дно, понадобятся намного большие затраты. В соответствии с последними данными, в течение этого года Центральный банк России уже использовал для покупки рублей на рынках 87 млрд долларов из своих валютных резервов. В общей сложности, до этих торгов банк располагал резервами, которые оценивались в 416 миллиардов долларов.

Эти цифры проявляют перспективу того, как поступит правительство с семью миллиардами, которые предоставлены в его распоряжение, и доказывает тот факт, что развитие кризиса во многом зависит от способности Центрального банка к действию.

И в этом отношении Центральный банк проявляет себя весьма сдержанно, не намереваясь тратить все имеющиеся ресурсы разом. В сентябре Банк России привел рынки в недоумение тем, что отменил коридор бивалютной корзины, отпуская рубль в свободное плавание в соответствии с потребностями рынка. Но и теперь, несмотря на потраченные в прошлом месяце 10 млрд долларов валютных резервов, он испытывает серьезные трудности в приостановлении обвала рубля. «В отличие от ситуации 2008-2009 гг., у рынка нет уверенности в том, что Центральный банк выступит в защиту рубля по твердой цене», — посетовал в эту среду аналитик одного из российских банков, присоединяясь к многочисленным критическим отзывам в отношении действий Центробанка.

Путинская модель под ударом

Но если подобные обвинения оказываются направленными в адрес тех, кто проводит денежно-кредитную политику, то мало кто сомневается, что обострившийся кризис ставит под удар в первую очередь ту экономическую модель, которой следует Владимир Путин со времен своего прихода к власти. После того как российская экономика вышла из финансового кризиса 1998 года, возрождение ее основывалось на доходах от продажи нефти, и с течением лет зависимость от этого сектора только крепла, поскольку Россия оказалась не в состоянии разработать необходимые альтернативы, сделав ставку и на другие отрасли промышленности.

В то же время, во избежание очередного серьезного финансового кризиса, Путин гарантировал, чтобы Центральный банк сосредоточил в себе один из крупнейших резервов валюты и золота в мире. Эта стратегия работала на протяжении многих лет. Цены на нефть оставались высокими, принося значительную прибыль российской экономике, а накопленных резервов хватило, чтобы в 2008 году, во время финансового кризиса, страна смогла избежать затруднений в поддержании платежного баланса.

На этот раз все самое худшее, что могло случиться с российской экономикой, произошло. Падение цены на нефть ниже 60 долларов за баррель вкупе с негативным воздействием международных санкций в отношении экономики, находящейся на пути к рецессии, посодействовали тому, что созданная Центробанком сеть безопасности может оказаться недостаточной для предотвращения серьезного кризиса.

Эти проблемы уже ударили по кошельку россиян. В магазинах ускоренными темпами растут цены, напоминая 1998 год, когда инфляция зашкаливала за 100%. 50-процентное падение курса рубля по отношению к доллару уже заставило некоторые иностранные компании, такие как Apple, McDonald´s или Samsung, повысить цены на свои продукты в рублях в течение последнего месяца. По данным агентства Bloomberg, цена на iPhone 6 увеличилась с 31 990 рублей в ноябре до 39 990 рублей, что соответствует 25-процентному росту. Биг Мак стал стоить 94 рубля вместо прежних 92, а Galaxy Note 4 подорожал на 14%. Ожидается, что это только первые обновления в общем сценарии эскалации цен, и многие компании, особенно в автомобильном секторе, уже склоняются к приостановлению продаж, до тех пор пока не станет до конца ясно, какие именно цены им следует устанавливать.

Думается, однако, что негативные последствия этого кризиса ощутят на себе не только граждане России. Как и в 1998 году, у мира есть основания опасаться эффекта цепной реакции в других частях земного шара.

Первыми почувствуют влияние кризиса развивающиеся рынки. Российский кризис — это еще одно событие в ряду прочих, таких как падение цен на нефть и сворачивание экспансионистской политики Федеральной резервной системой, которые причинят некоторым странам значительные убытки. В минувшую среду Банк США перестал говорить о сохранении низкого уровня процентных ставок «в течение продолжительного периода времени», заявив, однако, что возможное повышение будет осуществляться «в спокойном режиме».

На рынках в эту среду произошел перенос капиталов с более рискованных активов, главным образом в странах с развивающейся экономикой, в активы, считающиеся более безопасными, такие, например, как доллар и иена.

Взгляды, однако, снова обращаются к Москве и к мерам, которые предпримут власти. Среди возможных сценариев — продажа золотых резервов или, в случае глубокого обострения кризиса, введение ограничений на движение капитала.