Сейчас Украина уже в достаточной степени окрепла, чтобы взять инициативу в свои руки и установить прочное перемирие на Донбассе, который в настоящее время оккупирован Россией и ее агентами. А Россия вполне может оказаться достаточно слабой, чтобы поддаться нажиму. И сделать этот шаг — в интересах Киева. Если Украина скатится до состояния постоянной войны с Россией, это разрушит ее демократию, экономику и систему безопасности.
Практически незаметно ситуация изменилась в пользу Украины. Украинская армия уже способна выдерживать ежедневные атаки российских военных. В результате парламентских выборов, прошедших на Украине в октябре, в парламенте страны закрепилось прозападное большинство, а ее технократическое правительство, по всей видимости, решительно настроено провести радикальные реформы.
Между тем, российская экономика сейчас переживает крайне тяжелый период из-за падающих цен на нефть и негативных последствий западных санкций. В боях на Донбассе погибло множество российских граждан. А президент России Владимир Путин оказался в изоляции.
Западные эксперты не перестают спорить о том, смогут ли экономические проблемы заставить Россию пойти на политические уступки в украинском вопросе или же они сделают ее еще более агрессивной. Однако ответ на этот вопрос нельзя найти в процессе споров. Сейчас необходимо проверить намерения России на прочность.
Украина может разработать такой план действий, который позволил бы ей вернуть позиции политического превосходства и одновременно укрепить систему безопасности и перспективы экономических реформ. Однако для начала Киеву придется признать весьма неудобную реальность.
Ни Крым, ни две сепаратистские пророссийские республики Донбасса не вернутся под крыло Украины в ближайшее время — если вообще вернутся. У Украины нет финансовых и военных ресурсов, чтобы их вернуть, и любая попытка сделать это не найдет поддержки со стороны Запада и, возможно, даже лишит ее помощи США и Евросоюза.
Таким образом, Киев должен действовать так, будто эти два сепаратистских региона уже не являются частью Украины. Он уже постепенно начинает это делать, если судить по его недавнему решению прекратить выплату пенсий, ветеранских пособий и субсидий, а также обеспечение банковских и почтовых услуг в этих областях Донбасса.
Однако Киев не должен признавать, что эти регионы теперь принадлежат России. Это будет политическим самоубийством для молодого правительства, которое вынуждено решать массу проблем, и слишком щедрым и лишним подарком для Москвы. Более того, Киеву не стоит делать никаких четких заявлений относительно окончательного статуса этих территорий. Вместо этого Украина должна быть открыта перед различными вариантами дальнейшего развития, переложив ответственность за экономическое содержание этих областей на Россию.
Отгородившись от Крыма и Донбасса, Украина только выиграет. Эти регионы традиционно были настроены против реформ и Запада и представляли собой пророссийские бастионы со времен обретения Украиной независимости. Их отделение позволит украинскому правительству провести радикальные реформы и лишит Россию важного рычага влияния на украинскую политику. Таким образом, то, что выглядит как утрата, на самом деле является приобретением.
Более того, объемы промышленного производства на Донбассе упали на 80%, а шахты, заводы и инфраструктура оказались сильно повреждены. Было бы крайне разумно для Киева позволить России взвалить на себя бремя восстановления разрушенной экономики этого региона.
Как только Киев смирится с потерей Крыма и Донбасса, он должен предложить России разумный план мирного урегулирования ситуации в этих регионах, где непрекращающийся конфликт все еще может перерасти в настоящую войну. В этом плане должны присутствовать четыре пункта:
• Создание нейтральной зоны шириной в 50 километров, половина которой будет находиться к востоку, а другая половина — к западу от нынешней линии сражений.
• Приглашение независимых миротворцев и наблюдателей, которые могли бы патрулировать эту зону. Состав этих миротворческих сил должен обсуждаться в ООН и ОБСЕ, и в обсуждении должны принимать участие как представители украинского правительства, так и представители сепаратистских регионов.
• Объявление о символическом отводе войск — таком, который не повлечет за собой сдачу важных территорий, но при этом продемонстрирует серьезность намерений Украины.
• Обещание не подавать заявку на вступление в НАТО в течение пяти следующих лет.
Если этот план будет принят и окажется жизнеспособным, Украина сможет извлечь существенную выгоду. Это позволит сократить вероятность эскалации конфликта на востоке страны. Это также позволит проверить честность намерений России добиться мира. Это создаст благоприятные условия для проведения экономических реформ.
Отказ от членства в НАТО сделает этот план особенно привлекательным для России, не потребовав от Киева сколько-нибудь значимых жертв. Этот альянс в любом случае не примет Украину в свои ряды в ближайшее время — если вообще примет, а его готовность защищать Украину весьма сомнительна.
Россия и президент Путин тоже извлекут из этого плана выгоду. Россия уже не сможет позволить себе очередной раунд военных действий, если она столкнется с глубоким экономическим спадом. Новые жертвы военных действий — по некоторым оценкам, Россия за последние несколько месяцев потеряла около 4 тысяч своих солдат — нанесут удар по популярности и легитимности власти Путина. Сотрудничество с Украиной позволит уменьшить изоляцию России на международной арене.
Критики могут сказать, что такая инициатива станет уступкой Путину и поощрением агрессии России. Но это не так. В этом случае Украина не уступает России Крым и Донбасс, а лишь признает объективную реальность.
Украине нужен в первую очередь мир, если она хочет начать и провести экономические реформы, некоторые из которых могут оказаться весьма болезненными. Постоянная война за территории, на возвращение которых у Украины нет средств, и чрезмерное стремление вступить в альянс, которому не нужен военный конфликт с Россией, не имеют никакого смысла. Более того, война угрожает благосостоянию 40 миллионов украинских граждан ради исключительно риторического и в настоящий момент невыполнимого обещания освободить 5 миллионов украинцев, проживающих на территориях, оказавшихся под контролем России.
У Украины есть уникальная возможность спасти себя. Она обязательно должна ухватиться за нее, испытать на прочность намерения России добиться мира и предложить Путину такое решение его проблем, которое позволит ему сохранить лицо.
Раджан Менон — профессор политологии Школы Пауэлла при Городском колледже Нью-Йорка и старший научный сотрудник Института изучения войны и мира Зальцмана. Соавтор книги «Ukraine in Conflict», которая выйдет в феврале.
Александр Мотыль — профессор политологии университета Ратгерса в Ньюарке.