Нынешняя «большая» пресс-конференция Владимира Путина по итогам года создала у большинства моих сограждан устойчивое чувство дежавю. «Сейчас темы предсказуемы, их не так много на повестке дня», — объяснил продолжительность встречи лидера с народом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Вопросов действительно не так много, но они касаются не строительства зверофермы на Дальнем Востоке или отношений России с Аргентиной, а того, как жить дальше всей нации в условиях острейшего кризиса, чудовищных темпов падения национальной валюты, необузданной инфляции, потери доверия к институтам власти. Того, что обычный россиянин выражает на улице двумя словами: «Бардак, блин», которые, судя по исследованию лингвистов, сейчас являются наиболее употребляемыми в России.
Русского медведя в покое не оставят
Отвечая на вопрос об отношениях России с западными странами, президент России сказал: «Может, не надо (медведю) гонять поросят и подсвинков по тайге, а питаться ягодками, медком. Может быть, его в покое оставят? Не оставят, потому что будут всегда стремиться к тому, чтобы посадить его на цепь. А как только удастся посадить на цепь, вырвут и зубы, и когти. В сегодняшнем понимании это силы ядерного сдерживания. Как только, не дай бог, это произойдет, и мишка не нужен, так тайгу будут сразу прибирать».
«Отхапать у Мексики Техас, — продолжал Путин — это справедливо. А то, что мы на своей собственной земле делаем, это несправедливо. Нужно все отобрать, вырвать когти и зубы, а тогда мишка и не нужен. Чучело из него сделать».
Главное, что российские и мировые СМИ выделяют в трехчасовом диалоге, являются слова Путина о том, что кризис пойдет на спад и экономика России восстановится где-то в течение 2 лет.
Однако, если мы посмотрим на то, что президент говорил на предыдущей пресс-конференции в 2013 году, то увидим, что ни один из его прогнозов не сбылся. Точнее говоря, все сбылось с точностью до наоборот. Радиостанция «Свобода» напоминает, что говоря тогда о возможности ввода российских войск в Крым, Путин вспомнил межэтнические конфликты в Абхазии и Южной Осетии, заметив, что в Крыму «ничего подобного не происходит». Несмотря на то, что межэтнический конфликт на полуострове не начался и после победы Майдана, российские войска весной вошли в Крым, после чего был проведен «референдум» о присоединении к России, которым была оформлена фактическая аннексия этой территории. Говоря о поддержке соотечественников за рубежом, Путин сказал, что «Россия не собирается махать шашкой и вводить куда-то войска». Сейчас российские регулярные войска, по многочисленным свидетельствам, напрямую участвуют в вооруженном конфликте в Донбассе, хотя Москва и не признает этого на официальном уровне.
Таким образом, в России мы видим не только девальвацию национальной денежной единицы, но и девальвацию самого Путина.
Так ждать ли дворцового переворота?
Путин всегда один и тот же. Как и манера его разговора с народом. Но за минувший год резко изменилось отношение российского среднего класса и политической элиты страны к своему вождю. Недаром Путину был задан вопрос, а не угрожает ли ему дворцовый переворот? Тот как всегда ответил шуткой: «Не угрожает, потому что у нас дворцов нет».
На самом деле ситуация складывается для российского президента достаточно драматическая и уже не только на кухнях, но и в самих коридорах власти люди начали спрашивать себя: «А не случится ли так, что 1 января мы проснемся в другой стране?».
В день, когда президент провел пресс-конференцию, министр экономического развития Алексей Улюкаев дал обширное интервью газете «Ведомости». По мнению министра, в настоящее время страна находится в условиях «идеального шторма», подвергаясь воздействию сразу трех кризисов. Первым кризисом Улюкаев назвал рост издержек, который не смогла выдержать экономика (открытый выпад в сторону Путина). Второй кризис, по его мнению, возник из-за роста ограничений по спросу. Третьим кризисом стала геополитическая ситуация, вызвавшая взаимные санкции. «То, что произошло сочетание трех кризисов вместе, — это случайность, но то, что база была подготовлена, — это закономерность», — сказал министр экономического развития.
Другими словами, министр лишь подтвердил правоту суждений независимых экспертов, которые говорят о том, что нынешний кризис в России — «домашний», рукотворный. «Этот кризис свой, родной, исконный, сермяжный, — пишет в своем блоге бывший помощник Б.Ельцина политолог Георгий Сатаров. — И он не экономический, а политический... Живыми (политически) им (властям) из этого кризиса уже не выйти. Сейчас ищут выход между Сциллой обобщенного Кудрина и Харибдой обобщенного Глазьева. Сцилла одинокого Кудрина при Путине-президенте не поможет. Либеральная политика требует свободы и людей, готовых ею воспользоваться. Свободы Путин не даст: она для него смертельна. С Харибдой еще хуже. Они будут все нормировать и распределять. При нынешнем режиме и его кадрах воровство станет просто безграничным... При обоих вариантах только Путин будет принимать решения, когда нужно будет делать выбор, кого спасать, страну или своих. И всем ясно, что он выберет. Вывод ясен. Шанс у нас и у страны остается только при полной смене власти. Все надо начинать с чистого листа».
Блог Сатарова называется «Слоновья задница». Впрочем, Сатарова понять можно — для него самое время злорадствовать. Мол, видите, у него тоже не получилось. Но выступать с критическими замечаниями начинают даже самые лояльные Кремлю руководители. «Нынешняя нестабильная экономическая ситуация в России — это расплата за предыдущие политические победы руководства страны», — такое мнение озвучил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. «Нам казалось, что если мы присоединим Крым, сделаем этот политический шаг, ничего не произойдет, — заявил Ткачев. — «Мы же все рукоплескали, мы же все говорили, что здорово, Крым наш. Значит, мы должны разделить не только эту ответственность, но и эту ношу, эти потери...»
Читатель извинит меня за длинные цитаты — без них не обойтись. Они отражают умонастроения в стране в канун Нового года, которые в двух словах можно определить как полную потерю у всех здравомыслящих людей веры в президента, правительство, Центробанк, министерство финансов и т.д.
То, что происходит в стране, можно назвать «валютным майданом». Либеральная часть отечественной элиты пытается заставить российского президента отказаться от его внешнеполитического курса. «Рынок негативно «разогрела» непрозрачная сделка по кредиту «Роснефти» на 625 млрд руб. Крайне не вовремя», — написал Алексей Кудрин в своем микроблоге. Крупнейшая нефтяная компания Россия, конечно, категорически отметает все обвинения и свою вину в возникновении финансового кризиса. Однако факт остается фактом: внутри отечественной элиты обострилась борьба за право определять экономический курс государства. И это — совершенно новое явление для политической жизни России, которого не было еще полгода назад, до начала сильной финансовой турбулентности страны.
Падение рубля и расплата Путина
С критикой лично Путина в создавшейся ситуации согласны и за пределами России. «На глазах россиян их страна терпит очередное экономическое бедствие, которого можно было бы избежать, — пишет газета The New York Times в редакционной статье. — Вина за это лежит, главным образом, на губительной политике президента Владимира Путина, который неуклонно ставил свое эго, территориальные амбиции и финансовые интересы своих дружков выше нужд страны».
«Путин получал большое удовольствие, дразня Запад, — считает газета. — Теперь, когда он оказался в беде, остальной мир вряд ли поспешит ему на помощь. Президент Обама собирается подписать законопроект, разрешающий введение новых санкций против энергетического и оборонного секторов экономики России. «Этот билль также разрешит администрации поставлять оружие украинскому правительству», — отмечает The New York Times.
Правда, возможно, что прогноз влиятельной газеты и не оправдается. В последние дни Барак Обама притормозил свое движение по пути усиления санкций. Госсекретарь США Джон Керри со своей стороны даже увидел намек на некие конструктивные действия России на юго-востоке Украины.
Возможно, Белый дом просто берет тайм–аут и хочет посмотреть, будет ли дальше рассыпаться экономика России и не случится ли в Кремле действительно дворцовый переворот, на который уже принимают ставки в букмекерских конторах в Лондоне и Вашингтоне. Обама, судя по некоторым его заявлениям, надеется, что перезрелая груша упадет сама по себе.
В США не хотят военной конфронтации с Россией. Как предупреждает газета деловых кругов The Wall Street Journal, «раненый Путин может быть опасным». В то же время западные эксперты предупреждают о том, что рублевый кризис может иметь негативные последствия для всей мировой экономики.
«Курс российского рубля тает быстрее, чем вы успеваете произнести «Владимир Владимирович», — говорится в статье в журнале Time. — Для Путина это не назовешь иначе как катастрофой, но и для вас в этом нет ничего хорошего. Финансовый кризис в России будет иметь гораздо более значительные негативные последствия, чем на Украине: западным банкам придется списать больше кредитов, а западным компаниям — больше инвестиций».
В сложившейся ситуации Владимир Путин может пойти на уступки или начать репрессии, считает американский журнал. Однако события последнего года свидетельствуют, что отступать господин Путин не намерен. Репрессии — более вероятный вариант. Единственным альтернативным выходом из ситуации является смещение Путина в результате государственного переворота. «Это, — напоминает Time, — одна из проверенных временем российских традиций, однако все, кто помнит о событиях 1991 и 1993 годов, вспомнят, как плохо это может закончиться».
Представляется однако, что возможность переворота в Кремле в настоящее время ничтожна. Путин — хитрый и опытный человек. Он находится у власти уже 15 лет и за это время окружил себя преданными людьми, а параллельно зачистил политическое пространство от любых конкурентов. Да и кто из потенциальных молодых и амбициозных лидеров возьмется сейчас вытаскивать гигантскую страну из ямы финансово-экономического кризиса? Это все равно как у Корнея Чуковского «Ох, нелегкая эта работа — из болота тащить бегемота».
Уставший «раб на галерах» Путин и рад бы уйти, да не может. Это и есть политический цугцванг.