Гомель — При анализе религиозной ситуации в современной Белоруссии важно учитывать характер тех разнообразных процессов, которые происходят в политической жизни как самой страны, так и за ее пределами.
Можно четко обозначить события, с которых началась современная Белоруссия. Это распад Советского Союза и принятие в июле 1991 года Верховным Советом БССР Декларации о государственной независимости.
Следует подчеркнуть, что для Белоруссии опыт самостоятельного государственного существования оказался новым. Поэтому процессы трансформации в нашей стране идут довольно тяжело. Очень большое влияние на них, в том числе и в религиозной сфере, оказывает политика, проводимая государством.
Одной из специфических черт современной религиозной ситуации в Белоруссии является то, что государство стремится ее контролировать. Кстати, это общая характеристика ситуации в стране — общественная жизнь в ней находится под жестким государственным контролем. Белорусское законодательство о религиях построено таким образом, чтобы дать возможность властям вмешиваться в эту сферу. В Ст. 16 Конституции записано: «Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Это положение во-первых, создает возможность для неравного отношения к различным конфессиям со стороны государства в зависимости от их влияния «на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа», и во-вторых, дает государственным чиновникам право определять степень влияния каждой из конфессий на это формирование.
Отметим, что трансформация религиозной сферы Белоруссии со времени обретения страной государственной независимости имела во многом принципиальный характер и оказала очень существенное влияние на состояние общественного сознания.
Прежде всего, трактовка религии со стороны государственной идеологии изменилась на прямо противоположную: в Советском Союзе она рассматривалась как “пережиток прошлого” и “единственная легально существующая форма антикоммунистической идеологии”, в независимой Белоруссии религия (прежде всего, православие) официально была провозглашена “основой духовности” и “неотъемлемой частью национальной культурной традиции”.
Однако, это следует подчеркнуть, что изменения официального отношения к религии можно рассматривать как один из показателей характера трансформации и в религиозной сфере современной Белоруссии. Причем, этот показатель имеет, скорее, внешний характер и не затрагивает тех процессов, которые происходят внутри самих конфессий. В последнее время остро ощущается необходимость налаживания нормальной религиозной жизни в стране, чтобы религия стала частью общественной жизни.
Главным объективным показателем изменений в религиозной сфере Белоруссии является рост числа религиозных организаций. Так, за период с 1988 по 2014 годы количество религиозных общин увеличилось более чем в 4 (с 768 до 3280), а религиозных направлений — в 3 раза.
Если же говорить о характере религиозности подавляющего большинства белорусов, то она имеет преимущественно декларативный характер. В Белоруссии был проведен ряд социологических исследований религиозности населения. Их результаты очень существенно расходятся между собой. Как правило, провластные структуры подчеркивают, что большинство белорусов являются верующими, и подавляющее количество их — православные.
Мы приведем те цифры, которые считаем наиболее реалистичными. Согласно опросу, проведенному в 2011 году Институтом социологии Национальной академии наук Белоруссии, “истинно верующим” считает себя каждый пятый белорус, среди них к православию себя относят 57,3%, к католичеству — 34,5%, к протестантству 31%. При этом на вопрос “Были ли Вы в последние выходные в храме?” положительно ответили только 6% участников опроса.
Результаты этого, как и других серьезных социологических исследований, свидетельствуют, что, как правило, когда жители Белоруссии заявляют о своей принадлежности к той или иной религиозной конфессии, то речь идет не о религиозной, а, скорее, о культурной идентификации. Считается, что православие — «традиционная религия восточных славян». Крещение ребенка в православном храме воспринимается как традиционный ритуал, то же относится и к отпеваниям умерших. Эти два христианских таинства являются на Белоруссии наиболее массовыми.
Следует также учитывать, что за годы Советской власти у большинства людей было утрачено само понимание того, что такое религия. Она сводилась, во-первых, к исполнению традиционных обрядов (как пример: почти 100% населения «христианских территорий» и при коммунистах праздновало Пасху) и, во-вторых, к средству утешения человека в его бедах. В полном соответствии с марксистской идеологией, основной функцией религии считалась иллюзорно-компенсаторная, и зачастую реакцией на социальные катаклизмы и беды начала 90-х годов явилось обращение к религии.
Белоруссия является традиционно поликонфессиональной страной, на ее территории мирно уживались представители различных религий. Не было серьезных столкновений, а также преследований на религиозной почве.
Наглядным примером традиционной для Белоруссии веротерпимости является то, что в центре многих городов и сейчас рядом стоят православная церковь, католический костел и синагога. Также следует подчеркнуть, что в отличие от наших соседей — России и Польши — на территории Белоруссии, ни одна из религий никогда не была безусловно господствующей и всегда существовал баланс между представителями различных конфессий.
Важно учитывать, что традиционная для Белоруссии поликонфессиональность требует в настоящее время дополнительных усилий по обеспечению нормального взаимодействия между представителями различных религиозных направлений.
Со стороны государства предпринимаются целенаправленные действия по обеспечению религиозного мира в стране. В «Концепции национальной безопасности Белоруссии» записано, что одним из национальных интересов в социальной сфере является «обеспечение гармоничного развития межнациональных и межконфессиональных отношений». Официально утверждается, что в Белоруссии отсутствует основа для этнической, конфессиональной, расовой, политической дискриминации и нетерпимости, их отдельные проявления носят несистемный и единичный характер.
Тем не менее, следует учитывать, что до недавнего времени руководство Белоруссии всячески подчеркивало свою ориентацию на Россию, как братскую, восточнославянскую страну. В религиозной сфере это выразилось в том, что среди всех конфессий, существующих в Белоруссии, приоритеты властей отдавались преимущественно православию.
Одним из наиболее ярких показателей этого явилась Преамбула принятого в 2002 г. закона «О свободе совести и религиозных организациях», где сказано: «Настоящий Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания […] исходя из: […] признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Белоруссии; неотделимости от общей истории народа Белоруссии Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама». Данные положения, на наш взгляд, не соответствуют историческим фактам, и, кроме того, породили недоразумения во взаимоотношениях органов власти и религиозных организациий на местах: хотя в Законе и не употребляется термин «традиционные религии», перечисленные в Преамбуле пять конфессий зачастую воспринимаются именно в качестве таковых, а остальные автоматически становятся «нетрадиционными».
Однако, несмотря на проблемы, которые существуют в религиозной сфере современной Белоруссии, в целом для нее характерно мирное сосуществование представителей различных конфессий, а также наличие межрелигиозного диалога. До недавнего времени его основным инициатором была Белорусская православная церковь. На уровне республиканского руководства были установлены хорошие отношения между православными и католиками, осуществлялось взаимодействие с евангельскими христианами-баптистами. По инициативе Белорусской православной церкви были проведены три международные конференции, посвященные межрелигиозному диалогу: «Диалог христиан и мусульман в условиях глобализации» (2007), «Христианско-иудейский диалог: христианские ценности как основа взаимоуважения в гражданском обществе» (2009), «Православно-католический диалог: христианские этические ценности как вклад в социальную жизнь Европы» (2011).
Ситуация в религиозной сфере Белоруссии несколько изменилась после того, как на должность руководителя православной церкви в Белоруссии Священным Синодом Русской Православной церкви был назначен рязанский митрополит Павел (Пономарев). Он сменил Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, который был на этой должности с 1978 года, пользовался колоссальным авторитетом и являлся сторонником и одним из инициаторов межрелигиозного диалога в стране.
Назначение главой Белорусской церкви митрополита Павла (в настоящее время он имеет титул «Митрополит Минский и Заславский»), человека без белорусского гражданства и знания белорусского языка, было отрицательно воспринято значительной частью общества, в том числе и православными. Многие связывают это назначение с событиями на Украине — руководство Русской Православной церкви опасается настроений автокефалии, и прислало на Белоруссию человека, который будет активно проводить политику России на белорусских землях.
Таким образом, в ближайшее время возможны некоторые изменения в религиозной сфере Белоруссии: ослабление межрелигиозного диалога, большая ориентация руководства Белорусской Православной церкви на Москву и в связи с этим — подчеркивание со стороны руководства Белоруссии поликонфессионального характера религиозной ситуации в стране и необходимости обеспечения равных возможностей для деятельности различных религиозных направлений.
Однако эти предположения имеют гипотетический характер, и их обоснованность может быть подтверждена (или опровергнута) только дальнейшим развитием религиозной сферы в Белоруссии.