Сингапур — Могут ли десять стран с различными культурами, традициями, языками, политическими системами и уровнями экономического развития действовать вместе ради расширения своего коллективного потенциала? Это вопрос, над которым Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) боролась на протяжении десятилетий. Судя по амбициозному видению сотрудничества ее лидерами, ответом вполне может быть «да».
То, что началось как простой толчок к снижению торговых пошлин, превратилось в план динамичного открытого рынка из 600 миллионов потребителей и производственной базы, которая сможет напрямую конкурировать с крупнейшими экономиками мира. Будучи созданным, экономическое сообщество АСЕАН (AEC) трансформирует Юго-Восточную Азию и ее роль в мировой экономике.
Экономический потенциал стран АСЕАН, несомненно, впечатляет. Взятые вместе, члены группы — Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам — составят седьмую по величине экономику в мире. Коме того, международная торговля АСЕАН за последнее десятилетие практически утроилась. И в регион также текут иностранные инвестиции, поскольку транснациональные корпорации надеются заработать на его быстро растущем среднем классе и стратегическом положении на пересечении путей из Китая, Японии и Индии.
План сообщества AEC направлен на создание этого импульса путем устранения барьеров на пути движения товаров, услуг, капитала и людей во всем регионе. Согласно оценке Глобального института McKinsey (MGI), полноценная реализация этой стратегии интеграции и захват большей доли мирового производства могут к 2030 году принести странам АСЕАН 280-625 миллиардов долларов США ежегодного ВВП.
Часть этого роста связана с поощрением местных компаний к расширению пределов своих внутренних рынков. Увеличение эффективности и снижение затрат на экспорт — в некоторых секторах затраты снизятся до 20% ‑ сделает обширный ассортимент товаров и услуг доступным для миллионов новых потребителей. Это может увеличить уровень потребления в Юго-Восточной Азии, что приведет к эффективному росту.
Однако борьба АСЕАН за превращение в единый рынок еще далека от завершения. В то время как усредненные тарифные ставки в первоначальных пяти государствах-членах (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) были практически равны нулю с 2010 года, некоторые барьеры по-прежнему необходимо убрать. Опрос MGI региональных предприятий определил ограничения для иностранных инвестиций и прав владения, несовместимые стандарты и правила, а также неэффективные таможенные процедуры как крупнейшие из оставшихся барьеров в торговле.
Хотя завершение интеграции АСЕАН представляется маловероятным к назначенной дате (2015 году), последние усилия были пронизаны обновленным чувством срочности. По мере того как растут заработные платы в Китае, у стран Юго-Восточной Азии появляется окно возможности стать следующими «мировыми фабриками».
Разумеется, простая конкуренция на основе низкой заработной платы была бы недостаточной для повышения уровня жизни в долгосрочной перспективе. Страны АСЕАН должны быть конкурентоспособными по производительности — области, в которой такие страны, как Камбоджа, Индонезия и Вьетнам, в настоящее время находятся в невыгодном положении. За исключением Сингапура и Брунея, средняя производительность труда в АСЕАН остается приблизительно на 40% ниже, чем в Китае.
Чтобы страны АСЕАН смогли стать реальной производительной базой, их экономике с низким уровнем дохода будет необходимо сосредоточиться на модернизации оборудования и технологических процессов, а также развитии навыков своих работников. Они также должны увеличить — и поддерживать — инвестиции для устранения вопиющих пробелов в области инфраструктуры и снижения затрат на логистику.
Некоторые критики утверждают, что даже при таких усилиях члены АСЕАН слишком сильно различаются с точки зрения их уровня экономического развития, чтобы создать гладко функционирующее единое целое. Однако АСЕАН, в отличие от Европейского Союза, не пытается сформировать валютный союз.
На самом деле, фокус АСЕАН на торговле делает разнообразие преимуществом: поскольку компании ищут выгоду от дешевой сборки в одних странах и промежуточные производственные возможности в других, в то же время получая доступ к одному из самых сложных финансовых и логистических центров мира. И хотя государствам-членам иногда приходится конкурировать друг с другом за долю рынка и многонациональные операции, области их специализации будут в значительной степени дополнять друг друга.
Экономики АСЕАН с низким уровнем дохода выразили обеспокоенность тем, что они будут упускать многие преимущества глубокой интеграции. Однако это вовсе не обязательно. Например, Мексика, вполне возможно, получала гораздо больше экономической выгоды от Соглашения о свободной торговле в Северной Америке, чем Соединенные Штаты или Канада.
Тем не менее, это беспокойство отражает центральную задачу, стоящую перед АСЕАН. С момента своего создания, группа в основном являлась нисходящим проектом, движимым региональными лидерами, а не народом. Однако, поскольку страны-члены стали более демократичными, укрепление общественной поддержки становится все более важным — это означает, что лидеры АСЕАН должны работать над более эффективным донесением широким массам идеи преимуществ интеграции.
В то же время, правительства стран АСЕАН должны призвать бизнес — многие лидеры которого, согласно опросу MGI, имеют ограниченное понимание возможностей, предоставляемых интеграцией — к выходу на рынки соседних стран. В этой сфере ликвидация нескольких ключевых административных барьеров может потребовать длительного времени.
В настоящий момент ограничения на иностранные инвестиции и торговые барьеры продолжают ограждать многие отечественные отрасли от конкурентного давления. Сейчас странам АСЕАН необходимо решить, будут ли они отступать к протекционизму или же подтверждать свою приверженность более открытому походу. И хотя последний вариант, несомненно, создаст победителей и проигравших, он также сможет стимулировать общий рост производительности в регионе.
Как региональная группировка, АСЕАН не обладает теми глубокими институциональными и инфраструктурными связями, которые объединяют страны ЕС. И они не выстроили тот тип бесшовных цепочек поставок, которые проводят огромные торговые потоки через Северную Америку. Однако если АСЕАН смогут воплотить видение своего плана AEC, они станут чем-то большим, нежели простая сумма их составляющих.