Падение цен на нефть и обвал курса рубля дали многим комментаторам и аналитикам повод поговорить о возможном скором конце власти президента России Владимира Путина, который в общем занимает высший пост уже 11-й год. Но, несмотря на две революции на Украине и митинг накануне и после президентских выборов в России, никто не гарантирует, что нынешний экономический кризис выведет толпы на Красную площадь.
Виктор Шендерович, самый популярный российский сатирик и одна из центральных фигур в стране, в беседе с «Гаарец» говорит, что рано хоронить Владимира Путина. Он объясняет порядок приоритетов российских граждан: хлеб и лекарства намного важнее демократических реформ. Шендерович, 56-летний еврей из Москвы, прославился как сценарист сатирической программы «Куклы», которая завоевала сердца российских телезрителей, не привыкших к шутками над лидерами. Он никогда не боялся критиковать политическую элиту или олигархов и стал популярным и уважаемым писателем, а также радиоведущим.
«Влияние кризиса на повседневную жизнь в Москве очевидно, и со временем оно только усилится. Но дело в том, что санкции эффективны против демократических стран. Во Франции в такой ситуации через неделю свалили бы правительство. Но в России так не получится, у россиян нет шансов свалить Путина. Нет ни свободных СМИ, ни судов, ни альтернативных партий. Поэтому власть только укрепляется». По поводу возможности гражданского бунта в ближайшем будущем Шендерович настроен пессимистично. «Если бы миллион человек вышли на площадь, то переворот был бы возможен. Но критической массы нет. И, думаю, если бы люди собрались и добились смены режима, то новая власть не была бы более демократической, скорее, боле националистической».
Результаты опроса общественного мнения, проведенного недавно независимым американским исследовательским институтом NORC, поддерживают утверждение Шендеровича. Несмотря на падение курса рубля, несмотря на то, что большинство россиян назвали главной проблемой повышение цен, сокращение зарплат и пенсий, не менее 81% опрошенных сказали, что поддерживают Путина и его политику. По словам Шендеровича, россиян интересует не смена режима и не изменение политики в результате санкций, а только смягчение кризиса. «Кризис начался несколько месяцев назад и только усилился в последние дни. Многие товары пропали, все подорожало, но россияне не хотят политических перемен. Они требуют только денег. Их беспокоит, что гречка пропала из магазинов, но до свержения Путина еще очень далеко».
В ответ на санкции США и Европейского союза Кремль ввел встречные санкции и запретил западную продукцию. Власти утверждали, что этот шаг приведет к росту потребления товаров местного производства, но россияне не спешат покупать их. Осенью журналист Андрей Коломойский провел исследование способов, к которым прибегают россияне, чтобы достать заграничную продукцию. Например, многие жители Санкт-Петербурга ездят за покупками в Финляндию, благо граница недалеко.
«Таможня разрешает провозить пять килограммов мясной или молочной продукции на человека. Десять человек садятся в маршрутку, едут за границу, берут по пять килограммов и возвращаются в Россию, сгружают продукты в микроавтобус, и едут за границу снова. Процедура повторяется, пока микроавтобус не заполнится доверху. Это старая известная схема, к ней прибегают уже много лет. Промышленные товары возить еще выгоднее, потому что на них ограничение — 50 килограммов на человека», — так описал Коломойскому черный рынок один из контрабандистов.
Но если первое время россияне шутили на тему санкций, черного рынка и того, что делают все больше запасов, то теперь уже многих пугает размер зарплат и пенсий. Обвал курса рубля привел к резкому ослаблению его покупательской способности. С учетом все новых и новых увольнений ситуация на русской улице весьма мрачная. По словам Шендеровича, усиливающаяся кампания против автопроизводителя «Жигули», где руководство проводит массовые сокращения, свидетельствует о социальной напряженности в России.
При этом, говорит Шендерович, ярость простых людей направлена на бизнесменов и против чиновников на местном уровне, но не против Кремля. «На автомобили спроса нет, завод несет убытки и продолжает функционировать только за счет государственной помощи. Есть напряженность, но протест направлен исключительно против руководства завода, выгнавшего людей на улицу. У рабочих нет политических требований». По словам Шендеровича, предположение Запада, что богатые и влиятельные люди принесут Путина в жертву, — ошибка. «Элита целиком и полностью состоит из людей Путина. Общество гораздо больше боится, что однажды Путин назовет "истинных виновников кризиса", и начнутся политические преследования».