На прошлой неделе, когда рубль обрушился на целых 36%, в пунктах обмена валюты по всей России выстроились очереди. За несколько дней чувство тревоги в связи с бурлящим в России экономическим кризисом охватило Минск, Бишкек и Душанбе.
«Такое ослабление рубля в России оказывает давление и на национальные валюты во всем регионе, — говорит экономист московского инвестиционного банка „Ренессанс Капитал“ Олег Кузьмин. — Когда в российской экономике возникают проблемы, это тормозит экономический рост на всем регионе».
Главный экономист по Центральной Азии Европейского банка реконструкции и развития в Алма-Ате Агрис Прейманис (Agris Preimanis) утверждает, что беспокойство в связи с обесцениванием рубля растет. «Местные политики буквально по ночам не спят, просчитывая возможные сценарии развития событий в России», — говорит он, предполагая, что сегодняшний экономический кризис в России может привести к снижению экономического роста в регионе на 1-3 процентных пункта.
Россия имеет тесные экономические связи со многими бывшими советскими республиками, из-за чего они очень чувствительны к проблемам Российской экономики. Более того, в отличие от России, во многих странах постсоветского пространства нет значительных природных ресурсов, следовательно, ограничены и их валютные резервы, которые можно было бы использовать в случае кризиса.
Острее всего на обвал рубля отреагировала Белоруссия, где из-за ажиотажного спроса на валюту центральный банк был вынужден ввести 30-процентный налог на покупку иностранной валюты, а в пятницу почти вдвое повысить процентную ставку до 50%.
«У нас в стране не хватает долларов, чтобы полностью удовлетворить спрос на иностранную валюту», — заявил премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович, выступая в воскресенье на государственном телевидении. Вслед за ограничениями на продажу валюты произошел сбой в работе интернета, поскольку правительство заблокировало сайты независимых новостных агентств и онлайн магазинов розничной торговли, которые подняли цены на свои товары или указали их в долларах.
В основном, правительства стран Средней Азии, Кавказа и Белоруссии осуществляют жесткий валютный контроль. Это значит, что в этом году большинство национальных валют оказались намного устойчивее рубля: если не учитывать украинскую гривну, то больше всех обесценилась молдавская лея, стоимость которой по отношению к доллару упала на 17%.
«В сознании людей валюта очень сильно связана со степенью доверия к правительству, — считает г-н Прейманис. — И во всех этих странах она играет очень важную роль в политике — возможно, более важную, чем в экономике».
Некоторые страны, например, Казахстан, публично заявили, что падение рубля обусловлено факторами, характерными исключительно для России, поэтому его влияние на казахский тенге должно быть менее ощутимым, чем раньше.
Правда, результат имеет двойственный характер: при том, что стабильность национальной валюты способствует поддержанию доверия внутри страны, она снижает конкурентоспособность местных компаний по сравнению с российскими.
Например, с начала текущего года казахский тенге по сравнению с рублем подорожал на 31% — несмотря на единичное шокирующее удешевление в феврале. Воодушевленные относительной устойчивостью тенге жители Казахстана после падения рубля устремились в соседнюю Россию, чтобы накупить мебели и электронных товаров.
Но резкие колебания рубля влияют на соседние страны не только посредством торговли. Многие страны в значительной степени зависят от денег, которые посылают домой работающие в России мигранты. Например, в Таджикистане, по оценкам Всемирного банка, поступление этих денег обеспечило в этом году 39% ВВП, в Киргизии — 31%, а в Армении — 34%.
Многие мигранты работают в строительном секторе, который, по всей вероятности, пострадает весьма существенно в связи с тем, что российская экономика входит в рецессию. В минувшее воскресенье президент группы компаний «Мортон» — ведущего российского застройщика — говоря о прогнозе на следующий год, заявил, что объемы строительства в Московской области сократятся на 30%.
«Снижение покупательной способности переводимых денег может привести к снижению потребительского спроса и спаду экономической активности в стране», — отметил в понедельник представитель центрального банка Таджикистана в своем заявлении, призвав граждан «сохранять спокойствие и проявить терпение».
Бывшие советские республики связаны с Москвой и в других областях: российские компании — это одни из самых крупных инвесторов на постсоветском пространстве, а в некоторых из этих стран российские банки выступают в качестве крупных кредиторов.
Напряженность, связанная с падением рубля, ощущается не только в экономической, но и в политической сфере. На прошлой неделе президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил вести торговые расчеты с Россией в долларах, сводя на нет призывы России к переходу на национальные валюты в расчетах между членами таможенного союза Россией, Казахстаном и Белоруссией, на основе которого 1 января 2015 года должен начать работу Евразийский экономический Союз.
По словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, из-за экономического кризиса реализация этого проекта поставлена под угрозу. «Сегодня Евразийский союз оказался под очень большой угрозой, говоря откровенно, в связи с кризисом [в мире]», — заявил он в своем телеинтервью накануне встречи трех президентов на этой неделе в Москве.