Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Благосклонные к России западные интеллектуалы и платные агенты влияния

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Время от времени с Запада приходят сообщения, что очередной интеллектуал осуждает НАТО и в целом весь Запад за его «агрессию» в отношении России. Именно в таком духе высказался нобелевский лауреат Гюнтер Грасс, который в венской газете предостерег от совершения с Украиной той же ошибки, что была сделана, когда в Альянс включили такие страны, как Польша.

Время от времени с Запада приходят сообщения, что очередной интеллектуал осуждает НАТО и в целом весь Запад за его «агрессию» в отношении России. Именно в таком духе высказался нобелевский лауреат Гюнтер Грасс (Günter Grass), который в венской газете предостерег от совершения с Украиной той же ошибки, что была сделана, когда в Альянс включили такие страны, как Польша.

О том, чем руководствуются такие люди, которые в обычной жизни оперируют лозунгами о правах человека, но время от времени выступают в защиту страны, где регулярно эти права нарушаются, мы говорим с историком — профессором Войцехом Рошковским (Wojciech Roszkowski).

wPolityce.pl: Откуда в западных интеллектуалах берется любовь к России?

Войцех Рошковский:
Это очень сложный вопрос. Корни такого мягкого восприятия России уходят в XVIII век, то есть времена, когда царица Екатерина обольстила французских энциклопедистов...

— В частности Вольтера?

— Да, и они все считали, что Россия загадочная, странная, экзотическая, но заслуживающая внимания и сочувствия страна, а гипотетические реформы или перемены в ней также достойны поддержки. Каждый раз, когда появлялся новый русский царь, на Западе сразу думали, что он произведет какие-то положительные изменения. Очень хорошо описал духовность западных интеллектуалов Пол Джонсон (Paul Johnson) в книге «Интеллектуалы». Кто же они такие: это писатели, артисты, художники, иногда звезды сцены. Это люди, которые добились популярности в разных сферах, и поэтому их слушают вне зависимости от того, разбираются ли они в теме, о которой говорят. Иногда они стремятся играть более важную роль, чем того заслуживают. Если кто-то работает актером, это не значит, что он хорошо разбирается в России, примером может послужить хотя бы Депардье. Отсюда берется эта готовность оправдывать российские деспотические действия, что, конечно, этих людей не оправдывает. Я полагаю, что это граничит с предательством Запада...

— Западных идеалов?

— Именно. Ведь как выглядит духовность интеллектуалов XXI века? Это релятивизм, гедонизм — все грехи, являющиеся слабостью Запада, но никоим образом не составляющие его сути. Суть западной цивилизации — это, скорее, такие черты, как человеческое достоинство, баланс прав и обязанностей, стремление к правде и т.д.

— То есть вещи, которые бесполезно искать в российской цивилизации, правда?

— Да. И в России, и у этих интеллектуалов, которые очень часто провозглашают релятивистские, гедонистические взгляды, отрицающие духовность Запада в ее положительном смысле.

— Прислушивается ли мир западной политики к голосам таких интеллектуалов, как Грасс, или он, к счастью, к ним устойчив?

— Я полагаю, что мнения интеллектуалов просто свободно циркулируют, возможно, оказывая какое-то влияние на общество, но политикам приходится оценивать неоспоримые факты. Здесь не важно, что канцлер Ангела Меркель росла в ГДР, состояла в Союзе свободной немецкой молодежи...

— И была коммунистической пропагандистской вплоть до перелома в Германии...

— Да, и она отлично знает русский. Но в данный момент ей приходится принимать во внимание реальные факты. Ее мягкость в отношении России может привести к ослаблению санкций, но так или иначе, будучи политиком, она знает о России больше, чем интеллектуалы. Давайте посмотрим, как было с президентом Обамой. Он хотел «перезагрузки», рассказывал невероятные глупости, даже получил за них авансом Нобелевскую премию, что вообще смешно. Но в критический момент, когда у него в руках были сланцы и цены углеводородов, он увидел, что Путин провел американцев, нарушив соглашение 1994 года (отказ от ядерного статуса Украины при условии гарантии ее территориальной целостности). Тогда Обама немного разозлился и ввел санкции. Так что политики (не всегда, но обычно) бывают мудрее так называемых интеллектуалов. Ведь они располагают информацией из разных источников, например, разведывательных.

— Москве даже не приходится этим интеллектуалам платить. Они так сильно любят Россию сами по себе?

— Я думаю, чаще всего платить не приходится. Хотя, конечно, в истории симпатизирующих России западных интеллектуалов есть тема платных агентов влияния. Об этом очень хорошо рассказывается в книге Дариуша Толчика (Dariusz Tołczyk) «ГУЛАГ в глазах Запада». В ней говорится о целой массе так называемых полезных идиотов, которые за свою деятельность даже не брали денег, ими двигала исключительно глупость. Были, разумеется, и оплачиваемые агенты влияния, но в целом Россия добивалась положительного мнения на Западе очень малой ценой.