Никому до сих пор так и не удалось найти Boeing-777 Malaysia Airlines и 239 находившихся на его борту пассажиров, которые бесследно исчезли 8 марта этого года. Марк Дюген (Marc Dugain), страстный любитель авиации и автор таких романов, как «Палата для офицеров» и «Проклятье Эдгара», проводит собственное расследование.
«Нам все лгут. В этом деле царит круговая порука, слишком много несоответствий. Я больше никому не верю». Эти слова Гислен Ваттерло (Ghyslain Wattrelos) произносит с улыбкой, чтобы подчеркнуть свою непоколебимую решимость, а затем надолго погружается в раздумья. Потерять в один день жену и двоих детей — это не просто трагедия. Это невероятно тяжелый удар, подготовиться к которому совершенно невозможно. А чтобы пережить его требуются колоссальные усилия, которые этот человек прикладывает каждый день последние девять месяцев. Не потерять рассудок при виде такого очень непросто. Причем становится еще труднее, если те, кому поручено пролить свет на произошедшее, старательно увиливают от ответа, словно авария рейса МН370, на борту которого пропали 239 человек, стала лишь результатом трагической случайности в безопасном мире.
Исчезновение самолета Air Malaysia, который следовал из Куала-Лумпура в Пекин 8 марта 2014 года, не похоже ни на одну из зарегистрированных к настоящему моменту аварий. К его бесследному исчезновению добавляется и появление в рекордные сроки настоящей стены молчания, которая напоминает ту, что создали американские власти во время взрыва рейса 800 TWA у берегов Новой Англии. В случае с МН370 после изначальной бури страстей тишина наступила с такой скоростью, которая наводит на мысль, что прозрачность в этом деле не входит в число приоритетов. Разумеется, все это были бы лишь домыслы, если бы не ловко сформулированные агентом западных спецслужб угрозы. Многие шпионы — неудавшиеся писатели. Отсюда и любовь к хорошо известным метафорам, с помощью которых они пытаются отговорить нас продолжать расследование и дать понять, что «речь идет о чрезвычайно чувствительном и крайне сложном деле», и что «лучше позволить времени сделать свою работу, а не торопить события со всеми возможными в таком случае рисками». В той технологической вселенной, к которой принадлежим мы с вами и в особенности американская армия, не может не удивлять, что лайнер длиной в 63 метра мог просто так бесследно исчезнуть. Удивляет и пренебрежительное отношение к семьям жертв, с которыми обходятся на редкость пренебрежительно... Франсуа Олланд всегда предельно активно занимался всеми инцидентами с заложниками, но так и не нашел времени на встречу с мужем и отцом французских пассажиров, которые до сих пор считаются пропавшими без вести.
Пропавший самолет не оставил никаких официальных следов ни на земле, ни в море. Активные поиски на участке в юго-западной части Индийского океана, который удалось очертить с помощью более чем приблизительных данных с английского геолокационного спутника, не дали никаких результатов. Ни единого обломка, не говоря уже о черных ящиках, которые позволили бы восстановить обстоятельства драмы. Объявив самолет бесследно исчезнувшим, малазийские власти превратили семьи жертв в безучастных свидетелей. Почти девять месяцев спустя после трагедии они считают дело неразрешимым. Мы же совершенно уверены в том, что оно таковым не является. 8 марта этого года командир Boeing 777-200 как обычно готовился к вечернему вылету. По дороге в аэропорт он решил побывать на процессе главного малазийского оппозиционера, которого отдали под суд за «содомию». Такое средневековое обвинение многое может сказать о современности местного режима. Вот уже 57 лет власть в стране находится в руках касты коррумпированных политиканов, которые беспокоятся только о личной наживе и не хотят ничем делиться. 54-летний Захари Бин Ахмед Шах (Zaharie Bin Ahmad Shah) был опытным пилотом и частью той самой элиты, которая хотела бы вступления страны в демократическую эру. Пятилетний приговор лидеру оппозиции стал в его глазах доказательством того, что это время еще не пришло, и, как говорят некоторые, глубоко его огорчил. Что касается его личной жизни, он только что прошел через развод. Кроме того, командир корабля не мог не знать, что на борту находится груз огнеопасных литиевых батарей, которые уже становились причиной серьезных происшествий.
Второй пилот Фарик Бин Аб Хамид (Fariq Bin Ab Hamid) был намного моложе (27 лет) и неопытнее, хотя начал карьеру в 20 лет. Он собирался жениться и был известен любовью к безрассудным выходкам: так, например, он однажды пустил в кабину пилотов двух иностранных туристов, нарушив все правила. Командир корабля, безусловно, был в курсе находившегося на борту груза. Даже у заполненного пассажирами и багажом лайнера остается существенный запас грузоподъемности. В накладной упоминается груз литиевых батарей, на которых работают большинство устройств нашей с вами техногенной эпохи. Не мог он не знать и об их высокой огнеопасности, которая уже стала причиной ряда серьезных аварий. Это касается, например, Boeing-747 UPS, который загорелся, а затем разбился неподалеку от аэропорта Дубая. Выразил ли он как-то свое неодобрение? Нам это неизвестно. С остальной частью груза все намного туманнее. В документах упоминаются свежие фрукты, хотя время года позволяет усомниться в реальности их существования. К отвечавшей за груз компании NNR Global Logistics не раз обращались с запросами, но она явно следует требованию не раскрывать рта и хранит гробовое молчание. Не мог командир корабля не ознакомиться и со списком пассажиров. В нем были главным образом китайцы, однако нашлось место и для малазийцев и представителей других национальностей, в частности двух американцев и четырех французов. Ему было неизвестно, что на борту находились двое иранцев с украденными европейскими паспортами, и что несколько человек работали в диспетчерской службе. Один из пассажиров, австралиец Пол Уикс, предчувствовал грядущую драму. До этого он пережил землетрясение в Новой Зеландии и серьезную автомобильную аварию. Он был убежден, что его час пробил, и отдал жене кольцо и часы, чтобы она передала их двум его детям. Супруга уговорила его взять их обратно, но он покинул ее с уверенностью, что видит ее в последний раз.
У аэропорта Куала-Лумпура давно сложилась репутация настоящего решета. Могли ли оказаться на борту самолета другие, не попавшие в список пассажиры? Исключать такую вероятность нельзя. Но одно можно утверждать с полной уверенностью. Пилоты прекрасно знали, что их самолет — одна из самых продаваемых в мире моделей и настоящая гордость компании Boeing, которая превратила этот лайнер в одну из самых надежных машин на нашей планете, пусть даже на корпусе самых старых образчиков и наблюдаются следы с износа.
Рейс МН370 вылетел из Куала-Лумпура в 0:41 по местному времени. В 01:01 экипаж сообщил, что лайнер достиг крейсерской высоты в 35 000 футов. Система ACARS, которая передает технические данные полета технической службе, работала в штатном режиме. Самолет продвигался на север по направлению к Пекину. В летном расписании предполагался пролет над территорией Вьетнама. Последний разговор между летчиками и диспетчерской состоялся, когда лайнер выходил из воздушного пространства Малайзии. Второй пилот попрощался с собеседниками: «Доброй ночи! Малайзия 370». Впоследствии начали появляться ссылки на некий рассказ диспетчера о том, что слова второго пилота прозвучали в сардоническом тоне, что в них был какой-то вызов, и что это якобы могло быть предвестником дальнейших событий. Как бы то ни было, нет никаких оснований полагать, что эти слова или их интонация отличались от обычных. В 01:19, когда самолет покинул воздушное пространство Малайзии, никаких странностей в полете не наблюдалось. Но затем все резко пошло под откос. Всего три минуты спустя, в 01:22 транспондер (это устройство отвечает за определение местоположения лайнера с земли и другими самолетами) внезапно отключился. Он представляет собой последнее средство связи с внешним миром и деактивируется экипажем лишь в случае серьезных проблем с электропитанием.
Еще три минуты спустя самолет внезапно отклонился от заданного курса и, по всей видимости, двинулся в обратном направлении. В 01:30 вьетнамским диспетчерам из Хошимина не удалось установить связь с МН370 и они попросили сделать это лайнер, который предположительно находился к нему ближе всего. Его пилот услышал лишь неразборчивое бормотание на фоне шумов. В 01:37 система ACARS, которая должна была передать новую информацию, не отправила обновленных данных. В 01:38 диспетчерская служба Хошимина обратилась к коллегам из Куала-Лумпура, чтобы справиться о МН370: самолет не вышел на связь, как того требует распорядок, и пропал с радаров у точки BITOD. В Куала-Лумпуре ответили, что МН370 не выходил на связь после пересечения точки IGARI, последней из тех, что находятся под их наблюдением. В 02:03 компания Malaysia Airlines, которую уведомили об исчезновении лайнера, отправила экипажу сообщение с требованием немедленно связаться с вьетнамскими диспетчерами. Ответа не последовало. В 02:15 диспетчеры Куала-Лумпура обратились в контрольный центр Malaysia Airlines. Там им сообщили, что от рейса 370 все еще поступали сигналы, и что тот находился в воздушном пространстве Камбоджи. Три минуты спустя, в 02:18 диспетчеры Куала-Лумпура обратились к коллегам из Хошимина, чтобы узнать, должен ли был МН370 входить в воздушное пространство Камбоджи. Ответ пришел сразу.
Предполагаемый курс не включал в себя территорию Камбоджи, и ответственные лица подтвердили, что самолет не двигался в том направлении. В 02:22 состоялся последний контакт между малазийским военным радаром и лайнером, который, если верить его показаниям, находился в 370 километрах к северо-западу от Пинанга. В 02:25 на самолет был отправлен технический запрос через спутник Inmarsat. Речь шла о передаче сведений о работе двигателей Rolls-Royce. На всех современных самолетах они регулярно выходят на связь с производителем в заданное время с помощью спутника. Самолет принял запрос, но ответа так и не последовало. Так происходило каждый час вплоть до предполагаемого окончательного исчезновения лайнера. В 02:24 в контрольном центре Malaysia Airlines отказались от предыдущего заявления насчет связи с рейсом. Однако всего минуту спустя оттуда сообщили диспетчерам Куала-Лумпура об установлении местоположения самолета в воздухе над северным Вьетнамом. Эти сведения были переданы в Хошимин. В 02:39 с кабиной пилотов попытались связаться по установленному в лайнере спутниковому телефону: неудачно. В 03:30 в контрольном центре Malaysia Airlines проинформировали Куала-Лумпур о том, что переданные сведения о положении самолета основывались на прогнозах, а не реальных фактах. В 05:30 был задействован воздушно-спасательный координационный центр Куала-Лумпура. В 06:30, когда рейс МН370 должен был прибыть в Пекин, о пропаже самолета рассказали семьям пассажиров, которые были поражены этой новостью. В 07:13 состоялась еще одна неудачная попытка связаться с лайнером по телефону. 07:24 прессе официально сообщили об исчезновении лайнера. В 08:19 от него был получен последний, по всей видимости, очень слабый спутниковый сигнал.
После пропажи самолета о каком-то обмене информацией речи не шло, и вся спутниковая связь ограничивалась лишь обнаружением сигналов. На их основании занимающаяся эксплуатацией спутника британская компания могла с помощью крайне сложных формул установить траекторию самолета, которая после исчезновения лайнера с радаров служила основой для поисков. Если верить вычерченной специалистами арке, самолет мог направляться как на север к Казахстану, так и на юг к Австралии. И раз движение на север происходило бы над сушей, лайнер должны были бы обязательно обнаружить военные или гражданские радары. Из этого был сделан вывод о том, что рейс мог направляться только на юг по траектории через индийский океан к западу Австралии. Именно там были начаты поиски, которые тем не менее не дали никаких результатов.
Даже если все на борту погибли из-за нехватки кислорода, лайнер может двигаться еще несколько часов на автопилоте.
Продолжение следует...