Пока весь мир внимательно следил за действиями Гитлера, Сталин готовился сокрушить Японию, вторгнуться в поверженную Польшу и отправить свои войска в Финляндию. А между делом, фактически аннексировал Латвию, Литву и Эстонию.
В течение последних четырех месяцев 1939 года Советский Союз провел ни более и не менее, как три войны. Когда немцы вторглись в Польшу, Жуков, в то время еще малоизвестный генерал, одержал победу над японцами при Халхин-Голе, расположенном на границе Монголии и Маньчжоу-го, марионеточного государства, созданного Токио в Маньчжурии.
Хотя японцы называют это «инцидентом у Номон-Хана» (у них войны — всегда инциденты; в частности, китайское вторжение в Китай носило название «Инцидент на мосту Марко Поло»), по сути дела это была самая настоящая война, начавшаяся в мае с пограничных стычек и закончившаяся сражением на Халхин-Голе в конце августа. В ходе сражения была полностью уничтожена японская дивизия, чьи бойцы предпочли погибнуть, но не сдались.
Япония согласилась на прекращение огня, положившее конец войне. Но не военное поражение побудило Микадо быстро завершить военные действия, а советско-германский Договор о ненападении, по сути дела предоставлявший Москве возможность сосредоточить свои войска на Дальнем Востоке. Япония не забыла того, что расценила как предательство со стороны своего немецкого союзника, и двумя годами позже откажется поддержать Германию в её войне против СССР, что, безусловно, означало бы коренное изменение в геостратегической обстановке.
Буквально через несколько дней после объявления о прекращении огня с японцами, СССР начал еще одну войну, на этот раз против Польши, уже практически разгромленной вермахтом. Красной армии не потребовалось особых усилий, чтобы при разделе польской территории СССР мог аннексировать половину страны.
И, наконец, в последний день ноября, желая утолить свой территориальный аппетит, Кремль начинает войну против Финляндии. Цель — овладение Карельским перешейком, некоторыми стратегически важными островами и ее северными районами, чтобы перед аннексией превратить эту страну в своего сателлита, как это произошло с Латвией, Литвой и Эстонией в то же самое время.
Пока весь мир внимательно следил за действиями Гитлера, Сталин тем временем прибирал к рукам самые лакомые куски. Другое дело, что победить Финляндию оказалось несравненное тяжелее, и эта война значительно ослабила СССР перед столкновением с Германией.