Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью: Бывший президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу

© East News / Robin Utrecht/AbacaБывший президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу
Бывший президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бывший президент Еврокомиссии: «Когда из-за экономической ситуации растет число безработных, на первый план всегда выходят популисты и радикалы. Да, противников ЕС стало больше, но нельзя преувеличивать проблемы Союза: ВВП ЕС превосходит показатели Соединенных Штатов и Китая, он самый большой в мире. Главная проблема ЕС сейчас — это российская угроза».

Г-н Баррозу ушел в отставку в октябре. За десять лет, пока он был главой Еврокомиссии, ЕС успел столкнуться с кризисом и в один момент оказался на грани распада. В настоящее время внутри ЕС определенные силы выступают против евро, а во внешней политике Союзу приходится сталкиваться с российской опасностью в связи с украинским кризисом. Куда направятся ЕС и мир в период смуты?

Кризис еврозоны разразился в 2009 году. Его источником стал кризис рынка гособлигаций в Греции. На рынке появились подозрения, связанные с тем, что Греция и Ирландия не смогут выплатить государственный долг, в связи с чем началась массовая распродажа государственных облигаций. ЕС совместно с МВФ одалживал деньги оказавшимся в кризисе странам, став своего рода волнорезом. Всего помощь была оказана пяти странам, включая Испанию.

— Когда был самый сложный период?

— Во время саммита G20 во Франции в ноябре 2011 года. Тогда государственные облигации стали продавать не только в Греции и Ирландии, волна докатилась также и до Италии. Германия и Франция хотели, чтобы Италия приняла программу поддержки МВФ. Я участвовал в проведении финансовой реформы в Италии и был против принятия Италией программы поддержки, хотя считал, что в привлечении МВФ нет ничего плохого. Италия является одним из мировых экономических лидеров. Я полагал, что если она примет помощь, то это пошлет плохой сигнал рынку. Президент США Барак Обама также помогал нам, мы провели несколько неофициальных встреч с участием представителей США, Германии и Франции. МВФ стал следить за финансовой перестройкой в Италии, но материальной помощи оказано не было. Постепенно кризис прошел.

— Кризис миновал, но, мне кажется, что усилились противоречия между Грецией и другими южными странами, в которых стало меньше бесплатных услуг и выросли налоги, и Германией и другими северными странами, которые были вынуждены тратить собственные средства от налогов на помощь слабым государствам.

— Почему кризис затронул Грецию, Ирландию и Испанию? Если хорошенько подумать, то становится понятно, что эти страны не были конкурентоспособны еще до кризиса. Были страны с большим государственным долгом. Экономики Ирландии и Испании были раздуты как мыльный пузырь. Поскольку они не были конкурентоспособны, рынок стал сомневаться в их способности рассчитаться по долгам.

— В Португалии, гражданином которой вы являетесь, также стали распродавать государственные облигации, и страна получила поддержку от ЕС.

— Я внимательно следил за Португалией и стал излишне чувствительно относиться к ситуации, связанной с ней, так как понимал, что страна стоит перед трудностями и придется делать жертвы. Одновременно я должен был следить за тем, чтобы ЕС оставался в плюсе, поскольку являлся главой Еврокомиссии. Именно поэтому я постоянно говорил о необходимости того, чтобы страны-участницы действовали сообща и выполняли свои обязанности. Меня критиковали за то, что от богатых стран я требую использовать больше денег для других государств, а от слабых стран — больших жертв. Но это и есть правильный баланс между сотрудничеством и ответственностью.

На выборах в Европарламент в мае противники евро и ЕС набрали 30% голосов

— Противоречия между «Севером» и «Югом», вызванные кризисом, и недовольство отдельных стран привели к тому, что противники ЕС укрепили свои позиции в Европарламенте?

— Когда из-за экономической ситуации растет количество безработных, на первый план всегда выходят популисты, радикалы и негативно настроенные националисты. Да, противников ЕС стало больше, но нельзя преувеличивать проблемы. Ошибочно проводить националистическую политику, это приведет к расколу. ВВП ЕС превосходит показатели США и Китая, он самый большой в мире. Противники ЕС принципиально ошибаются, они играют на людских страхах.

В настоящее время главная проблема ЕС — это российская угроза. Кризис разразился после того, как в ноябре прошлого года бывший президент Украины Виктор Янукович отказался от ассоциации с ЕС. Россия была против укрепления сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом. Решение украинских властей привело к вспышке антиправительственных демонстраций. В феврале протестующие свергли власть. В марте Россия присоединила Крым, тем самым вступив в конфронтацию с ЕС. В результате Европа ввела санкции против России, что привело к наибольшему ухудшению отношений между сторонами за последние 20 лет.

— Будучи главой Еврокомиссии, вы встречались с президентом Путиным несколько десятков раз. В одном из интервью вы сказали, что Путин изменился.

Владимир Путин, Херман Ван Ромпей и Жозе Мануэл Баррозу на саммите ЕС-Россия в Брюсселе


— После того, как Путин стал президентом во второй раз, он стал использовать патриотические выражения для поддержания своей власти. Изменились его методы достижения лидерства, он перестал говорить об экономическом развитии и модернизации. Вместо этого он стал придавать особое значение укреплению военной мощи и конфронтации. Он был против вступления Украины в НАТО, но мне неоднократно говорил о том, что не против вступления Украины в ЕС. Украинское правительство подало заявку на вступление в ЕС, однако мы ответили им, что они не готовы ни экономически, ни политически и предложили начать с политического сотрудничества и экономической ассоциации. В этот момент Россия и вмешалась. В этом заключается принципиальное изменение российской позиции.

— Поскольку страны ЕС зависят от поставок российского газа, они по-разному относятся к антироссийским санкциям.

— В энергетической сфере позиции стран отличаются, нельзя надеяться на то, что у них будет единое мнение по этому вопросу. Однако стоит обратить внимание на то, что страны единодушны в отношении санкций. Если бы не было ЕС, представляете, насколько разделенной была бы Европа? Все члены ЕС понимают, что если не принять участие в санкциях, за это придется заплатить. Одна или две страны были против санкций, но они поддержали большинство. Это хорошо отражает дух ЕС, в этом вся соль взаимодействия внутри Союза. Даже если я против, я не вношу раскол в группу.

— В Азии также существуют противоречия между Японией, Китаем и Южной Кореей.

— Все страны должны избегать негативных выражений, спокойно стремясь к тому, чтобы ослабить напряжение. В прошлом любая страна совершала и хорошие, и плохие поступки. Мы должны смотреть в будущее, а не использовать историю для агрессии в отношении другой страны. Больше всего во Второй мировой войне пострадала Европа. Сейчас здесь никто и представить себе не может войну. Хочется, чтобы и в Азии было так же. Я говорил с главами азиатских стран, в том числе Японии, и молю о том, чтобы вы не копались в прошлом, а смотрели в будущее.

— Как поступать в отношении радикализма и национализма, которые распространяются по всему миру?

— Чтобы в Японии и других странах не повторилась трагедия Хиросимы и Нагасаки, необходимо правильно оценивать историю. Причиной второй крупной войны в Европе стали национализм и радикализм. У любви к своей родине есть хорошая и плохая сторона, патриотизм и национализм соответственно. Нормально гордиться японской культурой и цивилизацией. Однако мысли о превосходстве над другими не могут привести ни к чему хорошему. Сознательные и воспитанные люди должны лелеять хорошую сторону любви к стране, отказываясь от фундаментализма. Нельзя унижать достоинство людей, оправдывая свои действия религией. Ценны и мужчины, и женщины, и дети. То есть все люди и их достоинство. Государство — это искусственное образование. ЕС — это большой проект, созданный желающими мира и свободы людьми для того, чтобы жить в достатке и безопасности. Когда появляются мысли о том, что индивидуум существует для продвижения целей и идеологии государства, возникает тоталитаризм. В ЕС и государство, и демократия существуют для индивидуума. Обратная ситуация невозможна.

Жозе Мануэл Баррозу: родился в Лиссабоне в 1956 году. Работал министром иностранных дел и премьер-министром Португалии. В ноябре 2004 года стал президентом Еврокомиссии. В октябре этого года покинул этот пост.

Я слышала, что он является трудоголиком. В шесть утра просматривает все газеты. Некоторые считают его бюрократом и слишком серьезным человеком, за что западные СМИ его часто критикуют. Тем не менее он горячо говорил о связи человека и государства, во время разговора несколько раз подавался вперед. Важность свободы и мира, о которых он говорил на пресс-конференции, посвященной украинскому кризису, он осознал в молодые годы, когда в Португалии еще была диктатура. У него есть чему поучиться, поскольку он обладает десятилетним опытом управления ЕС. Особенно мощными были слова о равной ценности мужчин, женщин и детей, то есть всех людей.