На днях на Украине побывали с визитами президенты Белоруссии и Казахстана Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев. Общеизвестно, что Лукашенко пытается играть роль посредника в конфликте между Киевом и Москвой, которая осуществляет агрессию против нашей страны на Донбассе и незаконно аннексировала и оккупировала Крым. Неслучайным является то, что осенью именно в Минске состоялась одна из первых встреч Порошенко с Путиным, и именно в белорусской столице были подписаны так называемые Минские договоренности относительно урегулирования конфликта на Донбассе, которые не выполняются российской стороной.
И теперь похоже на то, что Назарбаев тоже решил предложить свои услуги в качестве посредника. Об этом он заявил вчера после встречи с украинским президентом Петром Порошенко. Но возникает вопрос, почему казахский лидер предложил их так поздно. Ведь весной Казахстан поддержал аннексию Крыма Россией. Также не понятно, что нового может предложить казахский лидер, чтобы российский президент выполнил Минские договоренности. И его слова о том, что Украина и Россия должны найти консенсус относительно урегулирования на Донбассе, вряд ли могут отвечать интересам нашего государства, которое выполняет Минские договоренности, в отличие от России.
Поэтому, возможно, украинской власти приятно слышать слова и белорусского, и казахского президента о том, что те выступают за независимость и территориальную целостность Украины.
Хорошо, что по результатам переговоров Порошенко и Назарбаева прозвучали заявления об углублении сотрудничества, полном возобновлении военно-технического сотрудничества между Казахстаном и Украиной, закупке казахского угля. Нужно только, чтобы они начали воплощаться в жизнь на практике. Позиция Белоруссии относительно Украины прекрасно понятна, ведь наша страна является большим рынком сбыта для белорусских нефтепродуктов и другой продукции белорусской промышленности.
В целом интересы и Белоруссии, и Казахстана на Украине понятны, а вот какой интерес Украине от визитов двух президентов?
«Они пытаются играть роль «доброго следователя»
Григорий Перепелица, доктор политических наук, конфликтолог, профессор Киевского национального университета им. Шевченко:
— С одной стороны, приезд Лукашенко и Назарбаева в Киев свидетельствует о том, что Евразийский проект трещит по швам. Очевидно, те люди, которые всегда искали гарантий обеспечения своей абсолютистской власти, просчитывают разные варианты в случае экономического и политического коллапса России. Они теперь понимают ненадежность гарантий их режимов, которые дает им Путин, поскольку уже очевидно, что власть хозяина Кремля рассыпается.
С другой стороны, мы не должны забывать о том, что и Белоруссия, и Казахстан являются сателлитами России. И очевидно Путин пытается их использовать в достижении тех целей, которые поставил относительно Украины, развязав военную агрессию против нее. Думаю, что они, скорее всего, пытаются играть роль доброго следователя, чтобы заставить Порошенко пойти на условия Путина, на достижение компромисса на условиях России как победителя. Мы можем это проследить по тому, как Лукашенко затягивал Украину в Таможенный союз, пытаясь играть роль посредника. Нужно помнить, что эти две персоны преследуют, в первую очередь, интересы собственной абсолютистской власти своих режимов в их странах.
Поэтому понятно, в чем может заключаться их посредническая услуга в данной ситуации. Очевидно, они не отвечают требованиям посредника, главное из которых — нейтральность относительно каждой из сторон конфликта и незаангажированность. О Назарбаеве и Лукашенко такого нельзя сказать, поскольку они абсолютно ангажированы властью Путина, по крайней мере в политическом смысле.
Что касается интереса Украины в приезде этих двух лидеров. Мы также можем использовать их приезд для того, чтобы расшатать евразийское единство и таким образом ослаблять Россию. Поскольку мы находимся в реальном состоянии войны с Россией, то чем слабее будет позиция России, тем более выгодной позиция будет для нас. Но необходимо учитывать все факторы и прежде всего, понимать, что эти люди являются инструментами внешней политики России.
Обама и США также используют свое влияние для того, чтобы лишить Путина его попутчиков и тем самым ослабить Россию. И здесь Украина также может играть определенную роль, и не случайно президент Порошенко заявил о том, что Украина может посодействовать возвращению Белоруссии в Восточное партнерство. Конечно, в таком формате мало выгоды. Но это может быть форматом улучшения отношений между Белоруссией и ЕС.
«Назарбаев пытается поднять статус своего государства»
Досым Сатпаев, директор казахстанской Группы оценки рисков:
— С самого начала конфликта между Украиной и Россией президент Назарбаев заявлял, что готов выполнять роль посредника и модератора. Но еще весной этого года Казахстан две ошибки, во-первых, признав референдум в Крыму, заявил, что украинским руководителям нужно было больше заниматься экономикой и меньше политикой. И тогда было две ноты протеста со стороны украинского МИДа.
Но, начиная с лета, руководство Казахстана стало активно дистанцироваться от любых явных поддержек России в этом вопросе и сделала акцент на необходимости переговорного процесса в качестве такого посредника.
Если посмотреть на постсоветское пространство Путин чаще всего ведет переговоры, в том числе по телефону, только с президентом Назарбаевым.
Можно предположить, что Казахстан с учетом частоты контактов с Москвой имеет определенную возможность что-то высказать России. Но необязательно, это говорит о том, что Россия будет выполнять какие-то предложения Казахстана. По крайней мере, как канал донесения информации до Путина, Казахстан мог бы рассматриваться.
Более того, приехав в Киев для переговоров с Порошенко, Назарбаев пытается поднять статус своего государства, как страны, которая готова играть определенную роль в этом конфликте. У Лукашенко, который тоже предлагает услуги посредника, совершенно иная задача — он пытается восстановить отношения с Западом: ЕС и США. А для Назарбаева важно их укрепить и более того, возможно, повысить свою значимость.
Что касается заявления Назарбаева по итогам переговоров с президентом Порошенко о договоренности по поставкам угля из Экибастузского угольного месторождения. Дело в том, что некоторые крупные российские предприятия и электростанции, закупавшие этот уголь, перешли на газ, потому Казахстан активно ищет новые рынки сбыта.
Хочу отметить, что еще летом Казахстан заявлял о том, что готов восстановить все экономические отношения с Украиной. Более того, казахское руководство заявило о том, что хотело бы привлечь украинский бизнес в качестве инвесторов в казахстанскую экономику. Это связано с тем, что здесь тоже есть проблемы. Объем инвестиций сократился в Казахстане, нам приходится распаковывать национальный фонд. И естественно казахстанский бизнес заинтересован в том, чтобы усилить присутствие на Украине. Объясняется это тем, что ситуация в России нестабильная.
Экономические контакты Казахстана и Украины увеличатся, но я бы не стал их преувеличивать. Для Казахстана Украина не является стратегическим партнером. Тем не менее Казахстан заинтересован в приходе украинских инвестиций не в сырьевую сферу, а в сферу инноваций, сельское хозяйство, технологий.
— А как вы оцениваете заявление Порошенко о восстановлении полного военно-технического сотрудничества между двумя странами?
— Я бы не стал его переоценивать. Все понимают, что на Украине был мощный военно-промышленный потенциал. У нас тоже были военные заводы. Но основная закупка у нас идет из России. В Казахстане обсуждается вопрос сократить зависимость от России в военно-техническом сотрудничестве, потому что есть определенный риск для национальной безопасности Казахстана. И сейчас наша страна поддерживает военно-техническое сотрудничество со США, Китаем, Турцией. Думаю, что в военном сотрудничестве с Украиной будут строиться какие-то точечные проекты. Насколько я знаю, сейчас происходит модернизация казахских вооруженных сил и если украинская сторона предложит выгодные условия, то Казахстан не откажется, хотя бы потому, что Казахстан покупает оружие или оружие ему дарят в качестве жеста доброй воли многие страны.