Белорусские власти занялись принудительной дедолларизацией страны: ввели налог на покупку иностранной валюты; закрыли интернет-магазины, которые указывали цены в долларах; заблокировали доступ к сайтам; которые активно обсуждают ситуацию на валютном рынке.
Naviny.by узнали малоизвестные подробности событий на финансовом рынке, которые предшествовали драконовским мерам.
«Черная» неделя декабря
После решения правительства и Нацбанка о введении налога на покупку валюты, 19 декабря в байнете прозвали «черной пятницей». На самом деле, в Белоруссии на прошлой неделе был и «черный вторник», о котором знали лишь банкиры.
Дело в том, что вслед за Россией, где в начале минувшей недели подскочил курс доллара, в Белоруссии резко вырос спрос на иностранную валюту.
«Черный» вторник был и у нас. Наше население испугалось происходящего на валютном рынке России, и во многих обменных пунктах в этот же день иностранную валюту полностью выгребли», — рассказал топ-менеджер одного из банков.
Белорусские банки, пытаясь минимизировать валютные риски, стали на минувшей неделе повышать курс продажи иностранной валюты в обменных пунктах. Курс продажи доллара в обменниках вначале достиг 11 тысяч 200 рублей, затем 11 тысяч 400 рублей, а потом и вовсе приблизился к 12 тысячам рублей.
«Практика сегодня такова, что банки продают валюту через обменные пункты, и только на следующий день могут выкупить ее на бирже. Учитывая, что спрос на валюту резко подскочил, у банков возникли опасения, что заявки на покупку иностранной валюты на бирже не будут удовлетворены», — пояснил представитель коммерческого банка.
Реакция на происходящее со стороны Национального банка не заставила себя ждать. По информации БелаПАН, в среду, 17 декабря, Нацбанк собирал представителей крупнейших банков и заявил денежно-кредитным учреждениям, что для подкрепления обменников иностранной валютой банкам ее на бирже продадут.
Таким образом, банки получили гарантии, что доллары им на бирже за белорусские рубли продадут и поэтому продолжили торговать иностранной валютой практически всю прошлую неделю.
Однако наличие СКВ в белорусских обменниках население никак не успокоило, и очереди увеличивались — физические лица наращивали объемы покупки иностранной валюты.
В результате у властей осталось два варианта поведения — либо ничего не предпринимать до Нового года и дать населению возможность опустошать пункты обмена валют, либо попытаться сбить ажиотаж. Ежедневный объем покупки населением иностранной валюты возрос на минувшей неделе до 80 миллионов долларов, поэтому реализация первого сценария обошлась бы государству примерно в миллиард долларов до Нового года.
Учитывая высокую цену вопроса, власти выбрали второй сценарий, и решили сбить ажиотаж на валютном рынке.
В первой половине дня в пятницу руководители банков отправились в Национальный банк, где денежные власти и объявили о принятом решении — введении 30-процентного налога при покупке иностранной валюты физическими и юридическими лицами.
Новый валютный режим: сценарий 2011 года повторяется
Решение о введении 30-процентного сбора создало предпосылки для возникновения в стране множественности курсов.
Установив валютный налог, власти фактически повысили рыночный курс доллара на 30%. В этих условиях мало кто будет сдавать иностранную валюту по курсу, близкому к официальному, которого по требованию Нацбанка сегодня придерживаются коммерческие банки.
Соответственно, возникнут желающие, которые захотят продать доллары дороже и, наверняка, появятся валютчики, которые будут это желание удовлетворять.
Как следствие, сформируется серый рынок валютообменных операций.
Белоруссия это уже проходила весной 2011 года, когда попытки властей удержать курс доллара на отметке 3000 рублей привели к возникновению множественности курсов белорусского рубля. Почему же власти идут по этому пути снова?
Эксперты отмечают, что своим решением власти пытаются сбить ажиотажный спрос на иностранную валюту со стороны населения, а заодно и нанести удар по потребительскому импорту.
«Введение 30-процентного сбора на покупку валюты приведет к существенному подорожанию потребительского импорта», — прогнозирует экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович. К слову, телевизоры, которые до введения валютного сбора стоили 4-5 миллиона рублей, сегодня импортеры продают по 7-8 миллионов рублей.
Фактически своими действиями власти пошли на повторение сценария 2011 года, когда из-за возникновения множественности курсов потребительский импорт резко подорожал, а для импорта социально значимой продукции государство продавало доллары по официальному курсу.
«Режим множественности курсов хорош для государства тем, что позволяет административно квотировать нежелательный импорт. В то же время валюта для приобретения некоторых товаров (энергоносителей, лекарств) будет продаваться без уплаты 30-процентного сбора», — констатирует экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Такую модель распределения валюты белорусские власти считают социально справедливой, поэтому сознательно идут на формирование множественности курсов.
Нюанс состоит в том, что, порождая серый рынок, власти разогревают ажиотажный спрос на иностранную валюту. Как следствие, значительная часть валютообменных операций будет осуществляться в тени.
«Если множественность курсов на валютном рынке будет сохраняться длительное время, полулегальные сделки на валютном рынке приобретут массовый характер, и это может создавать предпосылки для формирования нового валютообменного курса», — прогнозирует Дмитрий Крук.
Именно так в Белоруссии произошло в 2011 году: первые валютчики появились, когда доллар за 3000 рублей в обменниках невозможно было купить, а исчез серый рынок только осенью 2011-го. Тогда доллар стоил уже в обменных пунктах 8500 белорусских рублей…