Киев — Во вторник Украина отказалась от своего внеблокового статуса неприсоединившейся страны, возобновив курс на вступление в НАТО, и тем самым вызвала незамедлительную критику со стороны Москвы, обвинившую Запад в том, что он сосредотачивает враждебные силы у российских границ.
При том, что этот шаг весьма символичен, он демонстрирует те глубокие различия между Киевом и Москвой, которая давно считала Украину своим подконтрольным государством и буфером, отделяющим ее от Запада. Украина стремилась стать членом Североатлантического союза, когда 10 лет назад было избрано прозападное правительство, но затем — в период президентства пророссийски настроенного (и недавно отстраненного от власти) Виктора Януковича — объявила себя внеблоковой страной после его избрания в 2010 году.
Однако шансы на вступление Украины в НАТО в ближайшее время практически равны нулю, поскольку европейские страны-члены альянса не особо горят желанием вступать в конфронтацию с Россией. Во вторник министр иностранных дел России Сергей Лавров осудил этот шаг, который, по его словам, усложнит урегулирование кризиса на Украине.
«Это контрпродуктивно, это только нагнетает конфронтацию, создает иллюзию, что путем принятия таких законов можно урегулировать глубокий внутренний кризис на Украине», — заявил Лавров журналистам. Москва настаивает на том, чтобы Украина вступила в диалог с ополченцами, которым, как считают на Западе, Россия помогает оружием и для поддержки которых направляет некоторые из своих военных подразделений.
Россия отрицает отправку в зону конфликта оружия и утверждает, что некоторые военнослужащие принимают участие в боевых действиях, находясь в отпуске.
Решение об отказе Украины от внеблокового статуса было принято как раз в то время, когда международные дипломатические усилия по возобновлению мирных переговоров между Киевом и сепаратистами, похоже, начали давать результаты, и ожидается, что уже среду в Минске состоятся переговоры. Временное прекращение огня, объявленное на востоке Украины, кажется, соблюдается, и, по словам украинских властей, число обстрелов и количество потерь значительно сократилось.
В Минске представители Украины, ополченцев, России и ОБСЕ будут искать пути укрепления перемирия, обговорят условия обмена пленными, создания демаркационной линии между правительственными войсками и отрядами ополченцев, отвода тяжелого вооружения, а также поставок гуманитарной помощи в разрушенный войной регион.
При том, что ни одна из сторон не достигла своих военных целей, никто не хочет продолжать боевые действия зимой, опасаясь, что из-за потока беженцев в условиях холодов может возникнуть гуманитарная катастрофа невиданных масштабов.
В последнее время — после того, как в результате падения цен на нефть рубль потерпел сокрушительное поражение — Россия смягчила риторику в отношении Киева, правительство которого она раньше называла «хунтой». По заявлению Москвы, в следующем году ее экономический рост сократится на целых 4,5%, что отчасти обусловлено резким увеличением процентной ставки, предпринятой Центробанком для защиты рубля.
А Украина тем временем балансирует на грани финансового краха, и правительство находится в зависимости от западных денежных вливаний. По прогнозам киевской власти, экономический рост в 2015 году сократится не менее чем на 4,3%, при том, что в текущем году экономический спад составил 7%.
Во вторник министр финансов Украины представил на рассмотрение в Верховную Раду проект бюджета на 2015 год, который просит принять в короткие сроки, чтобы Украина смогла получить следующий транш из общего кредитного пакета на сумму в 17 миллиардов долларов, который правительство пытается увеличить на целых 15 миллиардов долларов.
Правительство испытывает давление со стороны Международного валютного фонда, который настаивает на сокращении дефицита бюджета в то время, когда государственные доходы резко сокращаются, а армии приходится воевать с ополченцами, которых поддерживает Россия. Выступая в Верховной Раде с докладом, министр финансов Наталья Яресько заявила, что 30% от бюджета следующего года будут выделены на оборону и обслуживание государственного долга.
В проекте бюджета правительство планирует широкомасштабные сокращения за исключением расходов на армию, а также введение дополнительных налогов на импорт и крупные предприятия, кроме того планируется расширить ограничения в сфере приватизации. В целом, предполагается сократить дефицит бюджета до уровня 3,7% ВВП против 4,1% в текущем году.
Однако эти цифры не учитывают дефицита крупнейшей государственной энергетической компании «Нафтогаз», которая на протяжении многих лет поставляла природный газ населению по ценам гораздо ниже рыночных. Согласно прогнозам, в этом году «Нафтогаз» потеряет около 6,5 миллиарда долларов.
Конфликт между Украиной и Россией был спровоцирован тем, что Украина отказалась от экономической интеграции с Россией. Прежний президент Украины Янукович, призывал к более тесному сотрудничеству с Москвой, и когда он отложил на неопределенный срок подписание соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, в Киеве начались прозападные протесты, масштабы которых увеличивались вплоть до отстранения его от власти. Москва объявила эти события государственным переворотом, аннексировала Крымский полуостров, а на востоке Украины начался пророссийский мятеж.
Во вторник Москва сделала очередной шаг к созданию экономического альянса без Украины — российский президент Владимир Путин встретился с лидерами Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, чтобы обсудить последние детали образования Евразийского экономического союза.
Обвал российского рубля в этом месяце и несколько раундов санкций между Россией и Западом привели к возникновению трений внутри альянса, при этом президент Белоруссии подверг сомнению возможность использования рубля для осуществления торговых операций внутри блока. Как сообщает агентство «Интерфакс», Путин заявил: «Мы достаточно активно сейчас и очень, я бы сказал, бурно сейчас обсуждали детали нашей совместной работы, в целом нашли все компромиссные развязки».
По словам Путина, будет создан общий рынок с более чем 170 миллионами потребителей и совокупным ВВП, превышающим 2,4 триллиона долларов, сообщил «Интерфакс».