На наших глазах за несколько месяцев нефть рухнула со 100 долларов за баррель едва ли не до 50 долларов. За это время мы успели прочесть кучу всего про ОПЕК, сланцы, российский рубль и мусорные облигации. Как все это увязать вместе, и что ждет нас дальше?
Я следил за процессом и хочу поделиться с вами информацией о контексте происходящего. Постараюсь говорить коротко и ясно (а уж понравится вам сказанное или нет, зависит от вашего инвестиционного портфеля). Внимание: возможна передозировка реальностью, поэтому если ваш кофе еще не успел остыть, лучше отставьте чашку в сторону.
Начнем с начала
График 1
Нефтяные цены падают. Нефть Western Texas Intermediate (WTI) — эталонная марка для американских цен — неожиданно для многих рухнула. В своей статье двухмесячной давности Bloomberg собрал множество оптимистических прогнозов, включая прогноз Goldman:
«Goldman Sachs Group предполагает, что падение будет идти медленно. Дна на уровне 80 долларов за баррель Brent достигнет во втором квартале 2015 года. Согласно аналитической записке от 27 октября, в 2016 году она поднимется до 90 долларов в связи с замедлившимся ростом добычи. Свои прогнозы по Brent и WTI на первый квартал 2015 года банк снизил на 15 долларов за баррель — до 85 и 75 долларов, соответственно.
Дно на уровне 80 долларов, вот оно как... Так как Brent уже на 60 долларах, аналитики Goldman явно промахнулись. А вот еще один прогноз из той же статьи:
«Маржинальные издержки при добыче нефти заметно превышают 100 долларов за баррель, — сообщают аналитики Barclays. — Крайне маловероятно, что нефтяные цены надолго удержатся ниже 100 долларов».
Ух ты! Ну, если уж Goldman и Barclays так ошиблись, то и вам не стоит досадовать на себя из-за потерь. Но вернемся к делу. Итак, что вызвало спад?
Первый удар: предложение
Все вроде бы было хорошо. Экономика росла, безработица падала. Да, коэффициенты цена/прибыль были слегка завышены, но прибыли росли. Вдобавок, продолжал действовать «пут Йеллен». Так что на фоне роста спроса нефть должна была расти и дальше...
Стоп, не торопитесь. Если внимательнее присмотреться к предложению, картина коренным образом изменится. Посмотрим на динамику добычи нефти в США.
График 2
В годовом выражении добыча нефти в США подскочила за два года (с 2011 по 2013 год) на 50% — с 2 миллиардов баррелей до 3 миллиардов. Откуда взялись эти объемы?
Сланцы. Новые технологии бурения позволили нефтяникам добраться до ранее считавшихся труднодоступными залежей, как в США, так и в других странах. В частности, теперь нефть стали добывать из сланцев. А с ростом предложения цены обычно падают — как произошло и на этот раз.
Неожиданный удар: ОПЕК не спешит на помощь
И тут мы получили крученый мяч. Обычно, когда нефтяные цены резко падают, вмешивается Организация стран экспортеров-нефти (ОПЕК) — картель, контролирующий цену на нефть. Логика проста: ОПЕК, чтобы выгоднее продавать нефть, нужны сравнительно высокие цены. Поэтому, когда нефть дешевеет, организация обычно сокращает добычу. Но на сей раз она так делать не стала.
В ответ на падение нефти ОПЕК, фактически, публично заявила: «Какая жалость! Ну и ладно».
Это застало многих трейдеров и инвесторов врасплох, так как они (точнее, мы) ждали, что ОПЕК вмешается. Ну да, я тоже слегка вложился в нефть. А она все падала и падала, пока не пробила барьер в 70 долларов за баррель.
Удар по нефтедобывающим компаниям
Отказ ОПЕК действовать ускорил падение цен. Нефтедобывающие компании, рассчитывавшие на высокие цены, начали нести убытки. Вот график минимального уровня рентабельности для компаний, работающих на разных месторождениях:
График 3
Что мы на нем видим? Что множество новых нефтедобывающих предприятий, делавших ставку на сланцы, потеряют деньги при ценах ниже 60 долларов за баррель. Их деятельность станет полностью убыточной. Замечу, что на графике указаны цены на нефть Brent, которая обычно торгуется на 5-15 долларов дороже, чем WTI.
ОПЕК вытесняет конкурентов
Отказавшись сократить добычу, ОПЕК теперь может выдавить с рынка лишних конкурентов. Когда добыча упадет — по крайней мере, на время, — нефть подорожает, и ОПЕК снова сможет ей торговать по высоким ценам. Хитро, не правда ли?
Но это же нечестно!
Спасибо, я в курсе.
Удар по России
Российская экономика сильно зависит от нефти. Некоторые даже называют Россию нефтяной компанией, которая притворяется страной. Падение цен на нефть сильно по ней бьет, если учесть, что из-за введенных в связи с конфликтами на Украине европейских санкций, ей и без того грозила рецессия в 2015 году.
На фоне развивающегося энергетического кризис инвесторы начали выводить средства и российский рубль рухнул. Чтобы вернуть деньги Россия повысила ключевую ставку на 6,5% (!!!), но даже это едва смогло помочь.
График 4
Несмотря на некоторое укрепление, курс российской валюты по-прежнему остается рекордно низким. Россия оказалась в трудном положении и это, согласно Bloomberg, признает даже президент Путин:
«В России, занимающей первое место в мире по добыче нефти, экономике, по словам президента Владимира Путина, предстоит приспосабливаться к реальности, в которой цены могут снизиться до 40 долларов за баррель».
Удар по высокодоходным облигациям
Еще один серьезно пострадавший рынок — это рынок высокодоходных долговых обязательств. Пока добыча нефти росла, компании финансировали свои новые проекты заемными деньгами. Сейчас их бумаги сильно упали в цене (см. график по Фонду высокодоходных облигаций (HYG)).
График 5
Это неудивительно. Если присмотреться к портфелю HYG, окажется, что второе место в нем занимает нефтегазовый сектор. Теряя прибыльность, нефтедобывающие компании будут откладывать оплату долгов и в итоге начнут нарушать договоры и объявлять дефолты. Это начало конца.
График 6
Что дальше?
Раз ОПЕК отказывается снижать предложение, нам придется ждать, пока добыча в США не сожмется и цены не достигнут дна. Вот очень интересная — и пугающая — сегодняшняя цитата из Bloomberg:
«Не следует ожидать, что ОПЕК ограничит добычу, пока прочие продолжают ее наращивать, заметил 14 декабря министр энергетики Объединенных Арабских Эмиратов Сухайль аль-Мазруи (Suhail al-Mazrouei). Организация не будет снижать добычу, даже если цены упадут до 40 долларов на баррель и рассмотрят возможность созвать внеочередное совещание не раньше, чем через три месяца, добавил аль-Мазруи».
Три месяца.
P. S. Этим летом я каким-то образом попал в список аккредитованных инвесторов. В результате мне не меньше дюжины раз звонили компании, искавшие деньги для проектов в области добычи или разведки нефти. Рассчитывали они на цены на уровне 85 долларов за баррель или выше. Я люблю такие «звонки вслепую» — они учат меня тактике продаж и в придачу кое-что говорят о рынках. К сожалению, сейчас они полностью прекратились.