Расхожая мудрость гласит, что Европа не может обижать Россию, потому что она очень сильно зависит от поставок российского газа. Но говорить надо как раз об обратном: Россия не может обижать Европу, потому что она очень сильно зависит от поставок туда газа.
В аудиторском отчете российской государственной газовой компании «Газпром» за третий квартал 2014 года указывается на то, что поставки газа из России в Европу существенно снизились. Отчет скрывает масштабы бедствия третьего квартала, поскольку в нем сообщается только о продажах за первые девять месяцев 2013 и 2014 годов, но не указываются сравнительные цифры собственно за этот квартал. Но аналитики легко могут вычислить результаты третьего квартала, отняв показатели первых двух кварталов по каждому году.
И вот результаты такого вычитания. В Европе Газпром в третьем квартале 2014 года продал на 6 миллиардов кубометров газа меньше, чем в третьем квартале 2013 года (продажи снизились с 40 до 34 миллиардов кубометров, то есть, потери составляют 15%). Самое незначительное снижение продаж у Франции (3%), самое большое у Румынии (целых 93%). Поставки крупнейшему покупателю Газпрома Германии уменьшились на 14%. Что примечательно, спад закупок у тех стран, которые занимались реверсными поставками на Украину, был примерно такой же, как и у всех остальных.
По среднеевропейским ценам, 15-процентный спад продаж означает, что от европейского рынка Газпром недополучил 2,2 миллиарда долларов.
Российский газовый экспорт в страны СНГ снизился на 8 миллиардов кубометров (62%). Такое снижение объясняется уменьшением в третьем квартале поставок на Украину с 8,5 миллиарда кубометров до нуля. При ценах в 300 долларов снижение поступлений от продаж с Украины в третьем квартале равно 2,5 миллиарда долларов.
Уменьшение объемов поставок и доходов Газпрома очень негативно отразилось на российской экспортной выручке. За 2013 год Россия заработала на экспорте газа 73 миллиарда долларов. Если спад продаж третьего квартала продолжится и будет аналогичным за весь год, российские доходы от поставок газа в Европу уменьшатся на 10 миллиардов долларов, что равняется 15% общемировых газовых продаж. Российский бюджет и испытывающий финансовые трудности Газпром не могут допустить валютных потерь такого масштаба.
То, что аудиторы Газпрома говорят о факторах риска, должно встревожить его акционеров. Они предупреждают, что если Газпром пойдет навстречу требованиям Европы о разделении добычи и транспортировки газа (в таком случае третья сторона получит доступ к его трубопроводам), то он утратит свою и без того слабеющую монополию на европейском рынке. В отчете Газпрома говорится о рисках, связанных с транспортировкой газа через Украину (хотя там не упоминается, что на Украине идет война), и звучит предложение о строительстве «Южного потока» без упоминания о том, что данный проект положен на полку. Более того, аудиторы ничего не говорят о заполонившей европейские СМИ российской пропаганде, суть которой сводится к тому, что транспортировка газа через Украину ненадежна и опасна. Говоря о санкциях, Газпром предупреждает, что они могут «несколько» осложнить отношения с партнерами, однако тут же заявляет о принятии мер по «защите своей деловой репутации».
Российская зависимость от украинского газового рынка (несмотря на сегодняшние жалобы о неплатежах) остается в основном незамеченной. В прошлом газпромовские поставки на Украину равнялись примерно 20% продаж в Европу, ставя эту страну по объемам торговли примерно на один уровень с Германией. Но если Украина реформирует свой энергетический рынок и ликвидирует потери, которые превращают ее в одного из самых расточительных и неэффективных энергопользователей в мире, то украинский газовый рынок для Газпрома исчезнет. И похоже, что реформы энергетического рынка занимают важное место в повестке нового украинского правительства.
Российский энергетический аналитик Милов подводит следующий итог по отчету Газпрома: «Если принять во внимание нынешние экономические реалии, то это не лучшие новости для нашей правящей элиты».
-------------------
Комментарии читателей
Ed Penn
Госдепартамент получил более 20 заявок на экспорт СПГ, и кроме того, утверждено шесть из 15 предложений по строительству портовых мощностей для сжиженного природного газа. В ближайшее время это ничего не даст, так как первый терминал в Лос-Анджелесе откроется в 2015 году. Но в долгосрочной перспективе это сулит хорошие перспективы Европе, которая не будет зависеть в плане поставок от непредсказуемой России. Мне кажется интересным то, что Хиллари Клинтон создала в Госдепе энергетическое подразделение из 85 сотрудников под руководством бывшего посла на Украине Паскуаля. Или то, что Chevron в прошлом месяце подписал в Киеве соглашение на 50 лет стоимостью 350 миллионов долларов о разведке газа. Может, Западная Европа и опасается добычи методом гидроразрыва пласта, но я думаю, что украинцы захотят воспользоваться этим шансом. Основания для этого у них есть.
Peter Hernandez
«...не будет зависеть в плане поставок от непредсказуемой России».
Разве Россия действительно непредсказуема в своей политике энергопоставок? Или она использует энергоресурсы в качестве инструмента для укрепления своей национальной безопасности и самосохранения перед лицом посягательств Запада? Что вы думаете по этому поводу? Если вы приведете убедительные доводы, я их честно приму.
Пол Родерик Грегори, автор статьи
Все просто: Газпром является инструментом внешней политики Путина. Это газовое министерство советского стиля, притворяющееся обычной корпорацией.