Оглядываясь назад, вторжение в Ирак в 2003 году и его последствия можно назвать самым страшным бедствием для древних христианских общин на Ближнем Востоке со времен монгольского нашествия. Во многом даже хуже. Побочным эффектом вторжения монголов стало то, что королевства крестоносцев на полвека продлили свое существование. А вторжение в Ирак не помогло обеспечить безопасность ни одной христианской общине где бы то ни было.
Начавшиеся затем потрясения были ужасны для всех в регионе, но больше всех пострадали христиане, подвергшиеся гонениям как в шиитских, так и в суннитских государствах. В невоюющих странах их терпят, но притесняют. В странах Персидского залива большинство христиан — слуги, и отношение к ним отвратительное. Исповедовать свою веру они вынуждены тайком, а обращенным в христианство людям угрожают убийством. В Иране время от времени вешают миссионера или пастора в качестве образца общественной нравственности.
А в тех странах, где идет война, все против христиан. В 2003 году в Ираке жило более миллиона христиан. Сейчас христианская община там сократилась более чем на две трети, а в Курдистане, который живет практически независимо от шиитского государства, примерно наполовину. Христиане не возвращаются. В Курдистане им тоже небезопасно. Именно курды-сунниты активнее всех занимались истреблением армянских христиан во время турецкого геноцида вековой давности, и обе стороны помнят об этом до сих пор.
В Сирии жестокое повстанческое движение на религиозной основе вынуждает некоторых христиан поддерживать безжалостный режим Асада. В Египте и без того незащищенные христиане-копты, жившие там еще за 600 лет до появления мусульман, пережили страшную арабскую весну при исламистском режиме президента Мурси. Их продолжают преследовать и после контрреволюционного переворота, как по закону, так и незаконно. Даже Израиль, представляющий себя в качестве светоча религиозной свободы, является кошмарным местом для проживания арабов-христиан, которые оказались меж двух огней — оккупационной армии на Западном берегу и мусульманского фундаментализма в Газе. Если посмотреть дальше на восток, на Пакистан, то там его порочному правительству не удается перебороть предрассудки, из-за которых христиан подвергают узаконенному убийству по закону о богохульстве. Там происходят акции линчевания и погромы, к которым власти относятся с подстрекательским пониманием. Те редкие политики, которым хватает смелости призывать к толерантности, могут стать жертвами убийств, иногда совершаемых их собственными телохранителями.
В широкой полосе Африки южнее Сахары, и особенно в Нигерии, северной Кении и Центральноафриканской Республике, тихо бурлят войны между мусульманами и христианами. В некоторых странах, таких как Демократическая Республика Конго и Южный Судан, христианские армии ведут безжалостные войны друг с другом и с гражданским населением. Это не просто тот случай, когда мусульмане преследуют христиан. В Китае и Северной Корее атеистические власти притесняют христиан, а в России православный христианский режим с подозрением относится к католикам и с жестокостью к протестантам. В Индии правительства штатов занимаются гонениями на христиан под тем смехотворным предлогом, что они борются с обращением в другую веру.
Однако проблема преследования христиан наиболее заметна в исламских обществах, и особенно в таких местах, где нефтяные богатства разжигают предрассудки. Конечно, мусульмане в Европе и Северной Америке тоже сталкиваются с нетерпимостью, но было бы глупо отрицать, что положение христиан на Ближнем Востоке намного хуже.
Решение проблемы не в разжигании ответной враждебности в отношении ислама. Здесь поможет более ясное представление о сложности и многогранности этой веры, позволяющее восхвалять содержащиеся в ней идеи мира и осуждать тех приверженцев ислама, которые определенные мусульманские идеи превращают в агрессию. Но лучше всего делать это так, чтобы и сами мусульмане помогали формированию таких представлений, ведя дискуссию с участием представителей всех вер, а также атеистов.
Не менее важно и решительное отстаивание принципа повсеместной религиозной свободы. Религиозные верования — это зачастую основа человеческого самовосприятия. Свободу веры надо защищать независимо от того, кто на нее нападает — тоталитарные атеистические режимы или теократия. Для верующих людей вера в Бога неотделима от их представлений о человеке. Но права Бога никогда не должны попирать права человека, и допускать это нельзя.