Министр финансов Антон Силуанов сказал, что критические признаки дефицита ликвидности из-за падения курса рубля уже ослабли, и что рубль «нашел равновесие».
Тем не менее, Москва прогнозирует дальнейшее усиление инфляции. Экономический советник президента Владимира Путина Андрей Белоусов сказал, что инфляция потребительских цен, составлявшая по состоянию на среду 10,4%, за весь 2014 год может достичь уровня в 11%. А Министерство финансов дало прогноз о том, что этот показатель за год может составить 11,5%.
По словам Путина, «в целом правительство, безусловно, достойно справляется с теми трудностями, которые возникают перед экономикой, перед страной в целом». Но он тут же приказал правительству отказаться от предстоящих новогодних каникул и заняться проблемами экономического кризиса.
«Но для правительства, для ваших структур, конечно, таких длительных праздников, во всяком случае в этом году, мы позволить не можем», — заявил он.
Президент посоветовал правительству в приоритетном порядке заняться социальными вопросами и неустойчивым обменным курсом.
Аналитики предупреждают, что инфляция может совершить новый скачок, когда страна 12 января вернется на работу. Многие компании в последние две недели временно приостановили отправку и получение продукции, особенно импортной. Это вызвано мощными колебаниями рублевого курса, который 16 декабря на непродолжительное время составил 80 рублей за один доллар.
После этого курс рубля постепенно стабилизировался, когда Центробанк ввел ряд срочных мер, позволив, среди прочего, российским банкам временно приостановить привязку валютных активов к текущим рыночным ценам, а также пообещал рекапитализировать банковский сектор. Распоряжение правительства о конвертации в рубли валютной денежной наличности крупными экспортерами за последнюю неделю также помогло поддержать рубль.
В четверг рубль поднялся, и его курс составлял от 51,4 до 55,5 за доллар.
Тем не менее, экономисты предупреждают о новых рисках ослабления валюты, если нефтяные цены в будущем году продолжат свое снижение, а геополитические противоречия из-за Украины сохранятся. Москва может также подвергнуться дополнительному давления из-за понижения кредитных рейтингов.
Все три международных агентства сегодня ставят российский государственный кредитный рейтинг на один пункт выше «мусорного» уровня. А Standard & Poor’s на этой неделе приступила к его пересмотру с возможностью понижения. Правительство заявило, что поддерживает связь с рейтинговыми агентствами, «объясняя» экономическую ситуацию в стране.
Международные резервы России, включающие валютные запасы, запасы золота и права заимствования в МВФ (которые дополняют официальные резервы), на прошлой неделе впервые с момента последнего финансового кризиса 2009 года опустились ниже психологически важной отметки в 400 миллиардов долларов.
Такое уменьшение с отметки 415 миллиардов долларов, на которой резервы находились неделей ранее, отчасти стало следствием мощной интервенции Центробанка на валютном рынке с целью поддержания падающего рубля.
Действуя под давлением со стороны Путина, Центробанк вначале с большими колебаниями осуществлял интервенции для поддержания рубля. На прошлой неделе президент заявил, что банк не должен разбазаривать резервы, которые нужны в качестве подушки безопасности для спасения предприятий и компаний от банкротства в условиях зарубежных санкций.
В четверг безрезультатно завершился очередной раунд переговоров о создании прочных условий для прекращения огня на Украине. Москва выразила надежду на продолжение переговоров, однако жестко предупредила о том, что голосование в украинском парламенте, положившее конец военному нейтралитету Украины, создает новые опасности.
«Сама идея устремления Украины в НАТО опасна не только для украинского народа, потому что в нем нет единства на этот счет, но и для европейской безопасности», — заявил министр иностранных дел Сергей Лавров, подтвердив неизменную позицию Москвы о том, что членство Украины в НАТО станет для Москвы красной чертой.
Представитель Министерства иностранных дел заявил, что дальнейшее расширение альянса на восток приведет к «очень опасным военно-политическим сдвигам не только в Европе, но и во всем мире, и напрямую отразится на интересах национальной безопасности России». Он добавил, что Москва предпримет ответные действия.