Глобальное потепление вызвало таяние льдов в Арктике. В связи с этим идет подготовка к использованию Северного морского пути в качестве международного маршрута. Международная морская организация в ноябре подготовила новый свод правил, который касается стандартов безопасности судов, проходящих по Севморпути. Новые правила должны вступить в силу в 2017 году. Япония и европейские страны считают, что они станут более прозрачными по сравнению с правилами, которые были введены Россией в одностороннем порядке, а также помогут активизировать транспортировку природных ресурсов по этому пути.
Северный Ледовитый океан опасен тем, что там можно столкнуться с айсбергами. Кроме того, существует опасность его загрязнения, поскольку холодная морская вода обладает низкой способностью к самоочищению. В связи с этим для прохождения по Северному морскому пути необходимо особое оснащение. Тем не менее пока еще нет официальных правил, поэтому Россия, располагающаяся на большей части прибрежной полосы, ввела собственные ограничения на основе Конвенции ООН по морскому праву, которая гласит, что прибрежные страны могут применять экологические стандарты исключительной прибрежной экономической зоны в отношении морских территорий, покрытых льдами.
В соответствии с этими ограничениями, проходящие по Севморпути суда должны подавать заявку в соответствующие органы РФ и идти в сопровождении российского ледокола. Владельцы судоходных компаний недовольны неопределенностью в том, что касается стоимости использования ледокола.
Новые международные правила внесут поправки в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море. Кроме того, будут определены стандарты жесткости для корпусов проходящих по Севморпути кораблей, а также составлен список необходимого оборудования, который будет включать в себя радары для определения местоположения льдов. В мае будущего года будут внесены поправки в Международную конвенцию по предотвращению загрязнения моря с судов.
Япония и Европа ожидают, что после введения четких международных правил будет проще осуществлять строительство кораблей и заключать страховые договоры. Источник в правительстве Японии указывает на то, что новые правила очень важны, поскольку Россия может использовать разрешение для прохождения по Северному морскому пути для защиты собственных интересов в сфере обеспечения безопасности. В мае этого года японские власти провели совещание с представителями судоходных компаний, в ходе которого было принято решение обратиться к России с требованием о подготовке необходимой инфраструктуры и упрощении административных формальностей.
Россия стремится к господству
Россия стремится защитить свои интересы, связанные с Северным морским путем, а также месторождениями природных ресурсов в Арктике. В связи с этим она усиливает свою военную мощь.
В 2013 году РФ внесла поправки в федеральный закон о Северном Ледовитом океане. Также было создано Управление Северного морского пути, подконтрольное правительству. Несмотря на то, что Кремль приветствует подготовку новых международных правил, он настаивает на том, что прибрежные государства имеют право выставлять собственные требования в отношении проходящих судов. По мнению России, ее пожелания должны быть отражены в новых правилах. РФ развивает прибрежную инфраструктуру и систему спасения, поставив перед собой цель занять лидирующую позицию в Арктике.
Все большее внимание привлекает наращивание военной мощи в регионе. В октябре главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Олег Салюков завил о том, что к 2017 году в Мурманской области и Ямало-Ненецком автономном округе будут сформированы отдельные мотострелковые бригады. Также министерство обороны РФ объявило о постройке в регионе 13 военных аэропортов и десяти радиолокационных станций. С 1 декабря начнет действовать новое объединенное стратегическое командование в Арктической зоне.
Россия также активно занимается разработкой месторождений нефти и газа на арктическом шельфе. Благодаря наращиванию военной мощи она оказывает давление на другие прибрежные страны.