Владимир Путин хочет сохранить свои доллары, продолжать ими пользоваться и при этом вторгаться на Украину.
Разумеется, это невозможно, однако он пытается это сделать посредством одного финансового трюка, который помогает ему скрыть то, что происходит на самом деле. Дело в том, что Путин заставляет российские компании тратить их доллары, но правительство России окажется в весьма затруднительном положении, если у этих компаний начнутся проблемы в случае краха российской экономики. Другими словами, Путин пытается играть в финансовые наперстки, чтобы потянуть время и дождаться момента, когда цены на нефть снова вырастут.
Как я уже писал ранее, проблема России заключается в том, что у нее есть не столько экономика, сколько нефтеэкспортный бизнес, который субсидирует все остальное. И теперь этот бизнес оказался в тяжелом положении из-за того, что за последние несколько месяцев цены на нефть уменьшились наполовину. Падение цен на нефть приводит к тому, что российские корпорации получат меньше долларов, которые затем можно перевести в рубли, а это, в свою очередь, приводит к падению спроса на рубли — отсюда и стремительное снижение курса рубля.
Свободное падение, если точнее. Курс рубля, который в начале года составлял 33 рубля за доллар, постепенно понизился до 60 рублей, а 16 декабря достиг 80 рублей за доллар. Люди ринулись в банки, чтобы обменять свои рубли на доллары, и, не сумев этого сделать, бросились в магазины, чтобы купить как можно больше товаров иностранного производства — роскошные автомобили, устройства Apple и мебель Ikea — пока их деньги окончательно не обесценились. Не помогло даже резкое увеличение процентной ставки с 10,5% до 17%, которое должно было убедить россиян хранить свои сбережения в рублях.
А затем паника закончилась. По крайней мере, пока. Рубль стабилизировался, затем немного укрепился, и теперь его курс составляет 54 рубля за доллар. Что изменилось? Все просто: правительство России начало обменивать доллары на рубли и принуждать российские компании делать то же самое. В частности только за последнюю неделю правительство потратило 15,7 миллиардов долларов из запасов, отведенных на военные цели, общий объем которых составляет 414 миллиардов долларов. Это очень большие траты для такого короткого промежутка времени. И ситуация усугубляется еще и тем, что эти деньги нужны России для того, чтобы оказать помощь не только ее валюте, но и ее правительству и компаниям.
Математика весьма незамысловата. Теперь, когда ее денежные запасы, накопленные в период высоких цен на нефть, истощились, российское правительство скатится от профицита бюджета к дефициту. Оно не сможет занять деньги, которые ей необходимы, потому что сделать это ему не позволяют западные санкции, которые были введены из-за его действий на Украине и которые отрезали ему и многим российским компаниям доступ к международным кредитным рынкам. Поэтому, чтобы расплачиваться по счетам, ему придется брать средства из запасов на черный день.
Российское правительство уже использует деньги из этих запасов, чтобы помочь своим банкам. Ситуация складывается следующим образом: как пишет Пол Кругман (Paul Krugman), за последние несколько лет, когда все были уверены, что рубль будет постепенно крепнуть, российские компании набрали множество кредитов в долларах. Теперь эти долларовые кредиты, которые невозможно пролонгировать из-за действия санкций, стало гораздо труднее выплачивать из-за резкого падения курса рубля. И это плохие новости не только для российских компаний, которые могут обанкротиться, но и для российских банков, которые выдавали им кредиты.
Правительство уже было вынуждено увеличить объем финансовой помощи банку «Траст», банку среднего звена, известному своей рекламой с участием Брюса Уиллиса, с 530 миллионов долларов до 1,9 миллиарда долларов — и за этим банком скоро последуют многие другие. Правительство уже объявило о том, что в следующие несколько месяцев двум другим крупным банкам, вероятнее всего, потребуется 5,9 миллиардов долларов и еще неизвестно сколько потом. Неудивительно, что российские банки не доверяют друг другу настолько, что готовы выдавать друг другу кредиты исключительно на драконовских условиях и исключительно на короткий срок. И все это несмотря на тот факт, что правительство посоветовало им притвориться, что они не понесли никаких убытков.
Другими словами, Россия оказалась в экономической ловушке. Она не может позволить себе потратить слишком много долларов на поддержку своей валюты, поскольку эти средства нужны ей для помощи ее компаниям. Между тем, этим компаниям, у которых большие долларовые долги — как и банкам, выдавшим им кредиты — потребуется гораздо более значительная финансовая помощь, если Россия не укрепит свою валюту. В любом случае России придется потратить свои доллары, но она не может себе этого позволить, потому что вместо 400 миллиардов долларов валютных резервов в ее распоряжении есть всего 200 миллиардов долларов. Объясню: если вы тратите половину своих запасов на поддержку своей валюты и финансовой системы, и этого все равно не хватает, где гарантии того, что вам хватит второй половины? Рынки почуют запах скандала и будут атаковать до тех пор, пока рубль окончательно не рухнет, а российские компании не разорятся.
Поэтому Путину необходимо увеличить запасы долларов и сделать это прямо сейчас. Как, спросите вы? Ответ на этот вопрос настолько же очевиден, насколько он невероятен: за счет российских компаний. Правительство заявило, что оно не станет применять инструменты контроля за движением капитала — такие как запрет на обмен рублей на иностранную валюту для частных лиц и компаний, несмотря на то, что в реальности оно уже начало постепенно их внедрять. Правительство уже заставило некоторых крупных экспортеров обменять часть долларов на рубли и впредь сохранять их долларовые резервы на том уровне, на котором они есть сейчас.
Но задумайтесь над этим. Здесь скрывается серьезная проблема: правительство фактически забирает доллары у компаний, у которых масса долларовых кредитов. Как они смогут их погасить? Как вы можете догадаться, правительству придется снова одолжить этим компаниям доллары, в которых те нуждаются. Центробанк предоставит долларовые и евро-кредиты сроком на год тем банкам, которые выдавали долларовые и евро-кредиты российским корпорациям. Или же, если опустить среднее звено, Центробанк России предоставит долларовые кредиты непосредственно российским компаниям.
Суть этой схемы заключается в том, чтобы скрыть, сколько долларов Россия на самом деле тратит на поддержку рубля. И с этой задачей она пока справляется. Довольно сложно проследить, сколько денег правительство России вовлекает в процесс, когда оно тратит свои резервы, заставляет российские компании тратить их средства, а затем предоставляет этим компаниям доллары, в которых они нуждаются. Ведь если компании не выполнят обязательств по своим долларовым кредитам, выяснится, что все эти доллары потратило российское правительство. Такого произойти не должно, но все же может, если из-за падения цен на нефть и глубокого кризиса кредитования ее экономика сократится на 5-10% в следующем году, как полагают некоторые эксперты. В этом случае Центробанк России, вероятно, напечатает столько рублей, сколько потребуется этим компаниям — как он, в сущности, уже сделал ради крупнейшего производителя нефти «Роснефть», а затем будет наблюдать за дальнейшим падением рубля, когда рынки раскроют его уловку.
Путин может несколько уменьшить объемы потерь, если он откажется от своих имперских амбиций на Украине, после чего Запад, скорее всего, отменит санкции. Если он этого не сделает, а цены на нефть останутся на уровне 60 долларов за баррель, тогда Россия серьезно пострадает вследствие роста уровня безработицы и уровня инфляции. Чтобы вам было понятнее, насколько все серьезно, Путин уже заговорил о регулировании цен на водку теперь, когда цены в России начали быстро расти.
Видимо, Путин собирается выяснить, действительно ли россиянам водка дороже, чем пироги.