Сардор Абдуллаев, строитель с востока Узбекистана, планировал поехать в Россию весной следующего года, чтобы присоединиться к своим родственникам, работающим на строительных объектах в Самаре. Но теперь, по его словам, «мне имеет больший смысл остаться дома и водить такси».
По причине обвала рубля и скатывания российской экономики в рецессию реальные заработки миллионов мигрантов из Центральной Азии резко сократились. Кроме того, российские власти вводят целый ряд обременительных законодательных ограничений в отношении иностранцев, желающих работать в России на законных основаниях. Некоторые находящиеся в России мигранты из Узбекистана говорят, что задумываются о возвращении домой. Массовый приток возвращенцев может создать для властей этой обедневшей центральноазиатской республики определенные проблемы.
По словам посла РФ в Узбекистане, в России работают три миллиона узбекских мигрантов — больше, чем из любой другой страны Центральной Азии. По прочим подсчетам, эта цифра вдвое больше. По неофициальным оценкам, присылаемые мигрантами домой деньги эквивалентны четверти ВВП Узбекистана. Таджикистан и Кыргызстан еще более зависимы от денежных переводов: присылаемые мигрантами средства эквивалентны соответственно примерно 50% и 30% ВВП этих республик.
По данным Центрального банка России, в третьем квартале 2014 года граждане Узбекистана прислали домой на 9% меньше, чем за тот же период прошлого года. И сокращение объема переводов будет продолжаться, считают аналитики. Российское деловое издание «Коммерсант» сообщило http://www.kommersant.ru/doc/2631008, что в октябре сокращение переводов по сравнению с тем же месяцем прошлого года составило 35%.
Причем, это было еще до того, как рубль, постоянно сдававший позиции с момента захвата российскими войсками Крыма в феврале, беспрецедентно обвалился в декабре. Вследствие западных санкций, падения цен на нефть и системных слабостей построенного Путиным кланового капитализма российская валюта потеряла в этом году примерно 50% стоимости по сравнению с долларом США. Большинство мигрантов обменивают заработанные в России рубли на доллары перед отправкой денег домой.
«Моя зарплата составляла 18 тысяч рублей в месяц, что несколько месяцев назад равнялось 500 долларов. Теперь это всего 300 долларов», — сообщил EurasiaNet.org Шерзод, 29-летний парень из Ферганской долины, работавший в одном из магазинов Самары. В ноябре он вернулся домой и ехать обратно в Россию не собирается, т.к. «зарплата слишком маленькая».
Но призадуматься трудовых мигрантов заставляют не только падающие заработки. С 1 января Россия обяжет мигрантов сдавать тесты на знание русского языка, истории и основ российского законодательства, а также проходить медобследование и покупать медстраховку (в общей сложности на соблюдение всех этих требований у мигранта будет уходить до 30 тысяч рублей, что по нынешнему курсу составляет 500 долларов). Кроме того, московские власти повысили стоимость патентов на работу с 1,2 тысяч до 4 тысяч рублей (64 долларов по текущему курсу).
Граждан стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), договор о создании которого вступит в силу 1 января, введенные российскими властями требования не коснутся. Это увеличит стимул — а, по мнению некоторых, давление — для вступления в ЕАЭС таких стран, как Таджикистан и Узбекистан, из которых в Россию приезжает много мигрантов. Кыргызстан намерен присоединиться к союзу в начале 2015 года.
Падение реальных заработков ставит работающих в России выходцев из Узбекистана в сложное положение, сказал вышеупомянутый гастарбайтер Шерзод. Тысячи готовы вернуться домой, но у многих нет денег на обратный билет, а кто-то боится, что по возвращении в родных кишлаках их будут считать неудачниками.
Российские СМИ недавно распространили заявление руководителя одного из мигрантских сообществ, по мнению которого, по причине введения новых требований и падения рубля, в ближайшие месяцы Россию покинут до 25% мигрантов.
На фоне снижения притока долларов в Узбекистан курс узбекского сума к доллару на черном рынке упал на 15%, сообщили опрошенные EurasiaNet.org владельцы магазинов в Ферганской долине. Жестко контролируемый правительством официальный курс узбекской валюты упал в этом году на 11%. Для поддержания сума экспортеров овощей и фруктов с 1 января обяжут продавать государству 25% своей выручки в твердой валюте по официальному курсу, сообщило 18 декабря новостное агентство «Интерфакс».
Несмотря на исходящие из России проблемы, узбекские власти по-прежнему готовы вести дела с Кремлем. Во время визита в Ташкент 10 декабря Путин списал Узбекистану 890 млн долларов долга перед Россией. Это позволит получать от РФ новые ссуды. Пока неясно, что в обмен пообещал ему узбекский лидер Ислам Каримов.
Власти Узбекистана и обладающие хорошими связями предприниматели утверждают, что справятся с экономическими трудностями и ростом числа возвращающихся мигрантов.
«У нас много [спонсируемых государством] строительных проектов по возрождению городов по всей стране. Можно сказать, что весь Узбекистан являет собой огромную стройку. Поэтому, если мигранты вернутся, многие найдут работу», — сообщил EurasiaNet.org Назирджан, бывший чиновник, ныне возглавляющий частную строительную фирму в Ферганской долине, попросив не называть его фамилии.
Президент Каримов 15 декабря подписал указ об увеличении зарплат бюджетникам на 10%. Тем не менее, перспектива того, что тысячи возвращающихся трудовых мигрантов могут присоединиться к уже существующей в республике армии безработных, вызывает у некоторых официальных лиц беспокойство.
«СНБ [бывший КГБ] дала местным администрациям и махаллинским комитетам указание составлять списки возвращающихся их России трудовых мигрантов. Приезд мигрантов обычно влечет за собой повышение уровня преступности, и местным властям приказано быть начеку», – сказал EurasiaNet.org один школьный учитель в Ферганской долине.