Турецкое виноделие восстанавливает свои права на те земли, где оно когда-то зародилось. На территории Анатолии вино было впервые произведено тысячи лет назад. Как только его стали изготавливать по международным стандартам, винная продукция, приготовленная из турецких сортов винограда, начала уверенное продвижение на внешних рынках. Причем можно даже сказать, что турецкие виноделы стали ездить в Тулу со своим самоваром.
Один из ведущих производителей вина в Турции — компания Gülor Şarapları, создателями которой в 1995 году стали председатель совета правления Sabancı Holding Гюлер Сабанджи (Güler Sabancı) и ее дядя Орхан Тюркер (Orhan Türker). Об этом нам поведал управляющий партнер компании Аднан Эрем (Adnan Erem). Наша встреча с ним состоялась минувшим днем, в ресторане Müzedechanga (Музей Сабанджи).
Компания Gülor начала экспорт в Калифорнию, сердце виноделия. Но и это еще не все. В ее копилке — золотая медаль международного профессионального конкурса. По словам Эрема, продукция компании производится из плодов, собираемых на виноградниках в городе Шаркей. Используются разные сорта винограда, такие как, например, Каберне-Совиньон, Кот (Мальбек), Санджовезе, Шираз. Но эти сорта, в основном, идут на производство, ориентированное на внутренний рынок, уточняет Эрем.
Из Элязыга в Шаркей
Что же касается экспорта, здесь особое значение придается тому, чтобы вино было приготовлено из таких характерных для Анатолии сортов винограда, как Окюзгезю, Богазкере. «Нам приходится собирать виноград этих сортов в Элязыге и доставлять его на наш завод в Шаркее, — поясняет Эрем. — Конечно, эти сорта могут выращивать и в других районах нашей страны, но гораздо ценнее те, что несут печать исконного региона».
С этой целью компания сотрудничает с одной семьей, владеющей виноградником площадью 120 денюмов (мера измерения площади, равная 919,3 квадратного метра — прим. пер.), засаженных сортами Окюзгезю и Богазкере в Элязыге. «В этом году один килограмм винограда стоил нам 1,75 турецкой лиры плюс НДС, — сообщает Эрем, — а перевозка обходилась в 3 лиры за килограмм веса. Да, нам влетело это в копеечку, но вино, приготовленное из этих сортов винограда, стало продаваться в Сан-Франциско, то есть в главном винодельном регионе США. Кроме того, это вино привело нас к золотой медали».
Винные авторитеты всего мира находятся в поисках разных вкусов, отмечает Эрем. Поэтому благодаря винам, производимым из анатолийских сортов винограда, наши шансы на экспорт могут возрасти. В этом, судя по всему, особенно важную роль будет играть риторика о винах античного мира.
Как сообщает Эрем, на протяжении двух лет на продукции их компании присутствует подпись французского виноградаря Антуана Бастида (Antoine Bastide), который ныне живет в Турции. Кроме того, компания работает над своей страницей в интернете, которая, как известно, не откроется, если попытаться зайти на нее через адреса внутри страны. Ведь Комитет регулирования рынка табака, табачной продукции и алкоголя (TAPDK) разрешает только ту рекламу и презентации, что ориентированы за рубеж.
Компания также готовится получить поддержку министерства экономики, которое с целью повышения объемов экспорта в данном секторе намерено оказывать содействие развитию международной конкурентоспособности (URGE). В этой связи в ближайшем феврале, в Германии состоится презентация турецких вин. «75% расходов возьмет на себя министерство экономики, — сообщает Эрем. — Спустя несколько месяцев мы планируем провести еще одну такую презентацию, в Лондоне».
Новая цель — Россия
Отмечая, что интерес к турецким винам возрастает во всем мире, Эрем добавляет: «Регион, в котором находится Турция, был одним из первых, где несколько тысяч лет назад начали изготавливать вино. Но пока Турция занимает весьма скромные позиции. В мире объем продаж вина составляет 30 миллиардов литров. В Турции — 50 миллионов. Притом, что Турция производит около 75 миллионов. Наш экспорт — три миллиона долларов. Но и импорт — три миллиона. Таким образом, наша доля в мировой торговле, по сути, равна нулю».
После США, Канады турецкие виноделы заинтересованы и в российском рынке. Эрем так говорит об этом: «В России пиво стали считать алкогольным напитком. При этом новый тренд — вино. В России почти нет турецкого вина, но все самые прекрасные вина мира там». Цель компании Gülor в 2015 году — увеличить экспорт до 200 тысяч бутылок.
Как отмечалось выше, ежегодно в Турции производится 75 миллионов литров вина. Из них только 10% идут на экспорт.