В жизни каждого лидера в демократической стране, то есть в такой, где срок полномочий высшего должностного лица ограничен, наступает момент, когда он осознает близость окончания карьеры и задумается о том, какое наследие оставит после себя. Американские президенты начинают задумываться об этом в последний год пребывания в Белом доме. Какой вердикт вынесет им суд истории? Запомнят ли их, как Франклина Делано Рузвельта, который вступил с США во Вторую мировую войну, или как Джорджа Буша-младшего, который устроил бессмысленную войну? На горе Рашмор уже нет места для нового портрета, но у истории запас наград неограничен.
Для Барака Обамы обратный отсчет начался в ноябре 2014 года, на шестой год его пребывания на посту президента, когда демократы потерпели поражение на промежуточных выборах в Конгресс. Ответственность за поражение многие возлагают на Обаму. Утрата большинства в Сенате и дополнительное сокращение фракции Демократической партии в Палате представителей стали ударом колокола, вырвавшего его из дремоты, в которой он пребывал два года после переизбрания. В этот период его воспринимали, как стороннего наблюдателя. Из президента, инициирующего и управляющего процессами, он стал функционером, который только реагирует на события.
Сегодня он ведет себя совершенно иначе. Может, Обама и поседел до срока, но на политической арене он действует, как мужчина, получивший инъекцию тестостерона. Республиканский Конгресс заставил его отбросить обычную сдержанность. На пресс-конференции по случаю подведения итогов года Обама ясно дал понять, что, если Конгресс не будет сотрудничать с Белым домом, то Белый дом найдет путь в обход Конгресса.
На самом деле, оглядываясь назад, можно утверждать, что президентский сон был не так уж крепок. Работа продолжалась, но без лишнего шума. Изучение достижений за минувшие шесть лет его пребывания в Белом доме показывают, что в этом тихом омуте водится немало чертей. Республиканцы в Конгрессе лаяли без остановки, но президентский караван продолжал идти. Страна следовала курсом Обамы.
Например, недавно стало известно об успешном завершении тайных переговоров о нормализации отношений с Кубой, которые шли полтора года. Это соглашение принесет экономические выгоды США и пошатнет позиции старой красной гвардии в Гаване. Помимо этого, можно отметить совместную с китайским лидером Си Цзиньпином инициативу о борьбе с глобальным потеплением, меры по облегчению положения лишенных документов иммигрантов из латиноамериканских стран, которые принесут политические плоды Демократической партии, усилия по заключению компромиссного соглашения с Ираном и ограничению иранской ядерной программы, ужесточение борьбы с «Исламским государством», расширение полномочий федерального агентства по защите окружающей среды. Все это — односторонние шаги, сделанные вопреки позиции республиканских конгрессменов (кроме войны против ИГ). Они возражали и возражают против всех этих инициатив. Таков Обама-2.0, он игнорирует Конгресс всякий раз, когда закон позволяет это.
Мы еще не упомянули три главных достижения администрации Обамы. Во-первых, реформа здравоохранения, предоставившая страховку миллионам американцев (хотя миллионы других остаются без медстраховки, и расходы на медицинские услуги в США по отношению к ВВП в два раза выше среднего показателя по ОЕСД). Во-вторых, спасение финансового сектора и автомобильной промышленности, что можно расценить как спасение мировой экономики. В-третьих, назначение 307 судей в федеральные суды — больше, чем Джордж Буш назначил за оба своих срока. Судьи будут вносить демократические идеалы в судебную систему еще десятки лет.
Для простого американца главный успех Обамы связан с экономическими достижениями. В третьем квартале 2013 года экономический рост составил 5%, этот факт поразил экспертов, индекс Доу Джонс достиг 18.000 пунктов, спрос на рабочую силу в частном секторе рос 57 месяцев подряд. Уровень безработицы опустился до 5,7% (неравномерное распределение экономического пирога стал причиной поражения демократов на ноябрьских выборах).
Но главным успехом стало шоу разрушения карточного домика, выстроенного президентом России Владимиром Путиным. Помимо всего прочего, это был сильный щелчок по носу американских правых, тоскующих по сильному лидеру и презирающих университетского высоколобого интеллектуала, который только и умеет, что думать да перекладывать бумаги.
Американское влияние на падение курса рубля и крах российской экономике, ввод санкций в ответ на захват Крымского полуострова, было вторичным и случайным. Кризис в России начался не столько из-за Обамы, сколько из-за падения цен на нефть и системной проблемы экономики, которая полностью зависит от энергетического сектора. Американские санкции лишь ускоряют процесс и дополнительно бьют по самолюбию Кремля.
Но агония русского медведя демонстрирует всю глупость республиканского отношения к первому чернокожему президенту. Республиканцы нападали на него с самого начала первой каденции, но после российской авантюры на Украине они ужесточили критику и стали называть Обаму безвольным слабаком, куском пластилина в пальцах нового московского Макиавелли.
Достаточно вспомнить несколько сюжетов телеканала Fox News, чтобы понять: республиканцы начали заигрывать со старым коммунистом и ветераном КГБ. Невероятно, но факт: российский лидер стал новой звездой республиканцев после того, как Россия захватила Крым. Ему поклонялась партия, породившая Джозефа Маккарти, параноика, устроившего тотальную охоту на коммунистов.
Как говорил нам Рудольф Джулиани, бывший мэр Нью-Йорка: «Когда Путин принимает решение, он быстро выполняет его, и всем приходится реагировать. Перед нами лидер. А президент Обама — ему нужно подумать. Потом он хочет подумать еще раз. Потом он хочет посоветоваться дополнительно».
А вот Сара Пейлин: «Смотрите, как бездействие Обамы во всем мире принимают за слабость... В Путине видят героя, который борется с медведями и бурит нефтяные скважины. В Обаме видят типа в женских джинсах, который много говорит, но не произносит ни слова по делу».
Сенатор-республиканец Майк Роджерс уходящий с поста председателя сенатского комитета по разведке: «Я думаю, Путин играет в шахматы, а мы в ответ играем в шарики. Это даже сравнивать нельзя».
«Шарики — неплохая метафора», — написал журналист Томас Фридман через несколько месяцев после заявления Роджерса. — Похоже, это Обама играл в шахматы, а Путин — в шарики, и их у него уже не осталось».
Это заигрывание с Путиным как с «сильным лидером» объясняет глубокую неприязнь республиканцев к Обаме. Он не только чернокожий (хотя цвет его кожи всегда играл третьестепенную роль в упреках в его адрес со стороны правых), он не только следует демократической идеологии, он еще и никогда не поступал в соответствии с логикой самца — сначала делать, потом думать. Путин и его республиканские поклонники — с Марса, а Обама — с Венеры. И хорошо, что так. Посмотрите, где сейчас Путин, и где Обама.