Тернополь, Украина — Когда поезд с раненым на фронте солдатом прибыл на станцию и остановился, толпа на платформе начала распевать патриотические песни. Трехлетний сын майора Руслана Андросюка бросился в объятия к отцу, который слегка покачнулся, когда, прихрамывая, выходил из вагона.
Родственники и друзья размахивали воздушными шарами и украинскими флагами, приветствуя майора Андросюка на родной земле после того, как он подорвался в своем бронетранспортере на мине в Донецкой области, из-за чего у мужчины были переломаны ребра, сломана нога и пробиты легкие. «Если бы не бронежилет, он бы вряд ли выжил», — заявляет его жена Ольга, едва сдерживающая слезы.
Но бронежилет Андросюку выдало не украинское государство. Он, как и сотни других солдат, воюющих на востоке Украины с пророссийскими сепаратистами, получил его от украинской греко-католической церкви (УГКЦ).
После многолетней изоляции, в которой она оказалась стараниями украинских коммунистов, посткоммунистических властей и двух главенствующих православных церквей, УГКЦ пытается утвердиться в качестве ведущего проевропейского игрока в стране, снабжая правительственные войска, воюющие на востоке. Непосредственно участвуя в конфликте, униатская церковь надеется завоевать на свою сторону новых последователей внутри страны, которая все больше раскалывается из-за этнических и религиозных противоречий.
Выступая за украинское самосознание
УГКЦ остается загадкой для многих людей, проживающих за пределами Украины. Основанная в XVI веке, она является крупнейшей из 22 восточных католических церквей, каждая из которых тесно связана с Римом. (Грекокатолической ее назвали для того, чтобы отличать от крошечной общины римских католиков на Украине.)
УГКЦ насчитывает примерно 7 миллионов прихожан, что составляет около 15% населения страны, и соперничает с более крупными православными Московским и Киевским патриархатами за религиозное и политическое влияние. (Московский патриархат заявляет, что у него 28 миллионов приверженцев; у Киевского патриархата в два раза меньше.)
УГКЦ сконцентрирована в западных областях, особенно во Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской. На западе и в центре Украины более 3 тысяч приходов униатской церкви, а на юге и востоке их всего 205. Штаб-квартира церкви, веками находившаяся во Львове, недавно переехала в Киев.
Несмотря на относительно небольшое число прихожан, УГКЦ гордится тем, что ей в течение последних двух веков удалось сформировать культурное и политическое самосознание украинцев.
Музыку к государственному гимну страны, который распевал свергший президента Виктора Януковича Евромайдан, написал в XI веке священник-униат Михаил Вербицкий. Активные действия УГКЦ по формированию украинской идентичности заставили советского диктатора Иосифа Сталина распустить ее в 1946 году.
Церковь продолжала тайком проводить свои богослужения на кладбищах и в лесу, а ее священники тайно читали проповеди в лагерях советского ГУЛАГа. УГКЦ также ставит себе в заслугу сохранение украинского языка в советское время, ведь тогда в стенах храмов не раздавалось ни единого русского слова.
Помогая военным
Сегодня УГКЦ хочет «упрочить свои позиции за пределами родного ей запада страны, действуя на волне растущего украинского самосознания в центральных регионах Украины», говорит независимый эксперт по религии в бывшем Советском Союзе Джеральдина Фэйган (Geraldine Fagan), написавшая книгу Believing in Russia — Religious Policy after Communism (Вера в России. Религиозная политика после коммунизма).
Чтобы добиться этого, говорит она, униатская церковь воспользовалась неразберихой, вызванной конфликтом на Донбассе, который унес жизни более 4 700 человек и поставил государство на грань банкротства.
Город Тернополь расположен в центре католицизма. Там популярны молитвенные четки, а городской ландшафт украшают сверкающие купола храмов. В здании склада на окраине города кипит жизнь. Волонтеры УГКЦ укладывают в кипы американские и европейские медицинские аптечки. Из коробок выпирают подаренные кровоостанавливающие жгуты и шприцы.
«Мы громче и заметнее всех выражаем свою поддержку украинскому национальному единству», — говорит руководитель благотворительной организации Валя Конотопска.
«Наша церковь первой пришла на Майдан», — заявляет она, имея в виду киевскую площадь, где чуть больше года назад начались антиправительственные протесты. Киевский патриархат начал проводить службы на площади только после УГКЦ, а Московский патриархат вообще воздержался, призывая к спокойствию.
УГКЦ играет значительную и непосредственную роль в украинском конфликте. С марта текущего года влиятельные епархии во Львове и Тернополе передали украинской армии снаряжения (в основном бронежилеты, боеприпасы, каски, спальные мешки и медикаменты) на сумму более 200 тысяч долларов.
Религия и политика
Но в борьбе участвует не только униатская церковь. Киевский патриархат также оказывает помощь правительственным войскам снаряжением (цифры он пока не обнародовал), а Московский патриархат связан с оказанием помощи ополченцам.
По мнению некоторых обозревателей, украинские церкви используют конфликт для сведения старых счетов.
Православные церкви обмениваются взаимными оскорблениями, угрожая дальнейшим расколом, а УГКЦ все чаще подвергается нападкам со стороны Московского патриархата, который обвиняет ее в разжигании антироссийских настроений. Униаты в ответ заявляют, что такие нападки только сближают католиков, протестантов и Киевский патриархат.
К усилению своего влияния стремятся все, говорит Фэйган. «Суть в том, что различные религиозные организации заинтересованы в укреплении своих позиций на Украине, поскольку, в отличие от России, там нет ни одной господствующей церкви».
Такая предвзятая позиция УГКЦ может дать негативный результат. Хотя президент Петр Порошенко и украинский парламент выступают против политики Москвы, пророссийские политики могут со временем вернуться во власть в Киеве. Правда, такая перспектива становится все менее реальной в связи с тем, что из-за выхода восточных областей из состава Украины в стране произошло сокращение пророссийски настроенного электората.
И тем не менее, если это произойдет, УГКЦ и католики на Украине могут подвергнуться мощной дискриминации, а планы церкви по расширению влияния за пределы своих традиционных твердынь на западе могут оказаться сорванными.
Время кризиса
На воскресной службе в тернопольском кафедральном соборе Непорочного зачатия постройки 18-го века верующих так много, что часть из них стоит на площади, вымощенной серым и белым камнем. В толпе полно новорожденных младенцев, и их крики смешиваются с пением псалмов, которое раздается из акустических колонок.
«В уходящем году мы видим все больше и больше людей, приходящих в церковь. Многие обращаются к вере во время кризиса», — говорит проводивший службу священник Петр Терлецкий, который преподает богословие в Украинском католическом университете города Львова.
Он только что выступил с проповедью, в которой сравнил притчу Иисуса о злых виноградарях (в которой хозяин виноградника лишается урожая, когда отдает его в аренду людям со злыми намерениями) с российскими происками на востоке Украины.
«Сейчас наша цель в поиске способов, как объединить восток и запад Украины, — говорит Терлецкий. — Покупка бронежилетов для наших солдат — часть этой работы».